Каким будет образование завтра?

more07

В ходе своей профессиональной деятельности мы всегда стремимся идти в ногу со временем, быть современными, эффективными  учителями, использующими все имеющиеся на данный час продуктивные образовательные технологии. Но редко задумываемся о том, каким будет образование в обозримом будущем, лет через 10-20. Если имеется «эффективное» обучение, то, видимо, предполагается наличие неэффективных, малопродуктивных способов обучения. То есть если мы используем какие-то термины и понятия, то для их лучшего понимания должны быть какие-то ориентиры, антиподы. Чтобы мы могли их сравнить. Так же, как и понятия «инновационный» подход в обучении, «творчество» учителя. 

На мой взгляд, возникла чрезвычайная потребность разобраться, в чём будут особенности завтрашней системы образования, которую мы будем определять не по современным зданиям школ, не по наличию супермодных образовательных технологий, а по тому, каких выпускников, молодых граждан общества мы получим.

Возможно, наш трезвый взгляд сможет отличить фальшивый блеск ряда инноваций, бездумность и безумность внедрения информационно-образовательных технологий ради самих технологий. В конце концов мы откажемся от абсурдных сравнений превосходства современных  супероснащённых школ над старыми. И будем сравнивать, каких детей мы выучили и воспитали. Стали они лучше прежних или хуже. По сути, мы всегда так поступаем.

Возможно, рано судить о будущей системе образования, и наши представления могут быть ограниченными и недостаточными, учитывая головокружительные темпы изменений в XXI веке.

Но так или иначе мы должны делать какие-то прогнозы, так как школа завтрашнего дня  — это своего рода промежуточная точка между тем, что мы имеем сейчас, и школой будущего.  В этих представлениях мы весьма практичны, опираемся на наш опыт и трезвую оценку последних инноваций и появляющихся проблем в образовании.

Некоторые из них являются весьма актуальными. Часто мы их называем «вызовами». Чаще всего хронологически они являются последними. Мы стараемся выявить причинно-следственные связи, расставить акценты и срочность решения появившихся проблем.

приоритеты завтрашнего Образования

1. Каждый ученик уникален

Это предполагает не только дифференциацию, персонализированное обучение и разнообразные требования к знаниям, но и различную потребность в обучении: уникальные интересы, увлечения и привязанности детей.

Современная система образования учитывает всё это и пытается использовать эффективные технологии и квалифицированных учителей, чтобы с уважением отнестись к реальности.

Но если на этой идее будет построена завтрашняя система образования?

На самом деле, она потерпела бы неудачу и выглядела бы вялой и неуклюжей без учёта невероятного разнообразия уникальностей. Представьте себе библиотеку, где имеется всего лишь одна книга. Это выглядело бы нелепо. Но нынешнее стандартизированное  образование и есть эта большая книга, пусть с несколькими томами. Но это всё равно одна книга: наше современное образование.

2. Школы служат людям. люди не служат школам

Мы часто узнаём у детей, пришедших из школы, какие они получили оценки, как они себя вели. То есть мы спрашиваем учеников, как они выполняли свои обязанности в школе. Приоритет завтрашней школы должен быть отдан ребёнку. И мы должны, прежде всего, интересоваться, чем полезной была сегодня школа, что она дала ребёнку, в чём помогла его развитию.

3. Персонализированное обучение достижимо с помощью существующих информационно-образовательных технологий

Безусловно, многое зависит от нашего определения персонализированного обучения, как мы его видим. Предоставляем ли мы возможность регулирования темпа, доставки и дозировки сложного контента. Насколько потенциал конкретной обучающей программы, образовательная платформа способны создать уникальные пути обучения.

То, что теперь мы можем публиковать контент для реализации идей критического мышления, самостоятельной познавательной деятельности, организовать сотрудничество в обучении и увидеть доказательства его эффективности. Мы можем организовать и получить обратную связь в режиме реального времени. Быстро и с большой достоверностью оценить работы учащихся. Это делает современные информационно-образовательные технологии жизнеспособными, перспективными и разнообразными по формам обучения.

4. путь к Пониманию разнообразен

 Глубокое понимание отражается в самостоятельности обучаемого и умело организованной учителем творческой передаче знаний. Когда ученики приходят к новым идеям из множества источников информации, они неизбежно и гармонично включаются в процесс обучения.

Существует много, очень много таксономий обучения, которые обеспечивают ученикам  основу для приобретения и демонстрации понимания. То, что они плохо справились с тестом, уже может означать, что они не поняли учебный материал.

Однако далеко не всегда тест выявит то, что они на самом деле ученики понимали, в чём и где именно их заблуждения.

Современное образование ищет множество различных способов оценки овладения учащимся содержанием.

Завтрашнее образование, прежде всего будет выявлять понимание учениками во всех его видах.

5. учитель завтрашней школы

Учителя — это гиды в «стране Знаний» и наставники, эксперты, консультанты по контенту, хранители и аналитики данных, помощники, харизматичные лидеры и многое другое.

Учителя не просто перегружены работой. Им поручено делать невозможное. Эти отважные попытки быть состоятельными, как для учеников и их родителей, так и для самих себя. Учитель завтрашней школы не исчезнет, не будет заменён роботами и суперсовременными информационно-образовательными программами. Он будет наделён ещё полномочиями. И очень важно заинтересовать его, в том числи и материально.

6. потребность в знаниях — одна из высших форм познания

Обладать определёнными знаниями значит осознавать его прошлое. Когда оно возникло, как его использовали, а может и злоупотребляли им, в каком обновлении это знание нуждается сейчас и каким оно будет в будущем. Это верно и во взаимоотношениях людей, и в профессиональной деятельности, и в развитии фундаментальных знаний.

И всё это — признаки потребности в знаниях. К этому мы стремимся: ученик хочет знать.

7. Классные комнаты будут неудобным местом для обучения

Я скажу крамольную вещь. Пандемия заставила нас посмотреть на школу в её физическом понимании с другой стороны. В классных комнатах можно собираться эпизодически для «клубных» встреч, организованных дискуссий. Они могут быть географически удобной общей площадкой, куда дети собираются время от времени после планового или хаотичного передвижения в пределах общего географического пространства.

Но нынешняя школа является главным местом, где нужно сидеть, обучать, проводить тесты и контрольные работы, читать,  писать, обсуждать, принимать решения.

И так далее день за днём, год за годом?

Завтрашнее образование может рассматривать школу как простой образовательный ресурс, стремясь помочь ученикам объединить физическую и удалённую цифровую школу в интересах всех участников образовательного процесса.

8. стимулирование обучения, основанного на анализе данных

К сожалению, это большей частью недоступно. Просто мы ещё не готовы к этому. Но в той мере, в какой учитель может, необходимо упростить имеющиеся данные об уровнях обученности детей в количестве и форме подачи. Учителя, как правило, ограничены в своих возможностях интерпретации данных, а большинство учебных программ ограничены в своей гибкости.

Современная система образования использует экстраординарные технологии для достижения эффективности, организации обратной связи, которые ранее были невозможны или даже немыслимы.

В обучении завтрашнего дня образовательная технология невидима, её лучшие и постоянно появляющиеся качества используются для улучшения жизни и здоровья ученика, для создания наиболее комфортных условий его сосуществования со школой.

9. потребность ученика в знаниях и его любопытство неразборчивы и их трудно стандартизировать

Нам необходимо это понять. Нельзя постоянно причёсывать всё под одну гребёнку стандартизированного образования.

10. Темпы перемен в обществе должны соответствовать темпам перемен в образовании

Это очевидно, но ещё мало исследовано. Мало понятны допустимые пределы отставания и расхождения. Но очевидно, что прогресс в обществе должен сопровождаться инновациями в сфере образования.

11. понимание ценности знания важнее, чем само знание

Мы не можем бесконечно расширять содержание обучения. Если мы воспитаем в ученике понимание и жажду познания, то избавимся от перегруженных программ. Ученик сам сможет выбирать «пределы» своего познания.

 12. Гений работает благодаря своему дару

Мы много спорим о работе с одарёнными детьми. Гениальный ребёнок обучается благодаря своему дару, а не исправляя свои недостатки. Когда он хочет узнать что-то новое или углубить в чём-либо свои знания, он работает и постигает новые вершины. Самоэффективность и самовыражение являются неотъемлемой частью личности гениального ребёнка, даже если психологически он может быть неуравновешенным, неуверенным в себе.

Но главное, такие дети чувствуют потребность в познании.

Но нынешнее, даже самое эффективное образование мало работает над поддержкой одарённых учащихся, сдерживает их в рамках стандартов.

Образование завтрашнего дня позволит талантливым ученикам расцветать, расти и утверждаться в своей гениальности.

___________________________________________________________

Прогнозы — вещь неблагодарная. Но каждый учитель, живя только днём сегодняшним, значительно обедняет себя. Так или иначе мы стремимся заглянуть в будущее. Мы видим, насколько стремительно изменяются все сферы жизни, в том числе и образования. И очень важно стремиться увидеть хотя бы один следующий свой шаг, заглянуть в завтрашний день.

Комментарии к “Каким будет образование завтра?

  1. Марина П. говорит:

    Замечательная статья! Спасибо! Очень много важных, полезных и осмысленных фраз для себя выделила.

  2. Юлия Л. говорит:

    Как репетитор, полностью согласна, что каждый ученик уникален. Нет неуспешных детей, есть те, которые не попали в свою зону успеха. И самым ценным для меня является не высокие баллы учеников и повышение школьных оценок, а то, что у ребенка исчезает страх перед предметом, появляется интерес и азарт. Самое печальное сейчас в системе образования то, что из-за вороха документации сначала о планируемом мероприятии, а затем отчетности педагоги физически не успевают уделять время тем, для кого собственно эти мероприятия — нашим ученикам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.