Опубликовано

  • 21.09.2016
  • в 11:34 ДП
  • Георгий

Какие информационные технологии влияют на качество образования?

1


Сен21

1190162

При всех стараниях по реализации нескольких федеральных программ по информатизации образования внедрение конкретных технологий в практику школы происходит крайне неравномерно.

Многие учителя по-прежнему не видят преимуществ, привлекательности информационно-образовательных технологий, которые при должном подходе помогают выйти за пределы линейной системы обучения.

Сегодня простое наличие компьютеров в школах само по себе не является показателем современных подходов в образовании.  

В ходе поездок по различным регионам встречаюсь с совершенно полярными ситуациями. Иногда на месте приходится перестраиваться, видя насколько далеки представления некоторых образовательных учреждений о реальных возможностях информационных технологий.

Возможно, некоторым читателям данная статья покажется «повторением пройденного». Но иногда стоит оглянуться, систематизировать, обобщить то, что уже кажется обыденным.

Хочу перечислить те области, где информационно-образовательные технологии уже показали свой ​​потенциал в повышении качества образования.

Компьютерные модели и компьютерное моделирование

Конечно, наглядные пособия до сих пор играют важную роль в образовании. Однако далеко не всегда и не всё можно продемонстрировать в силу ряда причин:

  • макро или мини объекты,
  • скоротечность или долговременность того или иного процесса или явления,
  • сложность или опасность проведения эксперимента.

Цифровые симуляторы и готовые 3D-модели могут помочь учителям объяснить самые сложные понятия. Ученики могут провести собственные исследования в виртуальных лабораториях, моделировать сложнейшие процессы, которые могут быть опасны в реальной ситуации. Или которые требуют особых условий, которые могут представить крупные научно-исследовательские центры.

Глобальное образование

К сожалению, у нас часто под этим понятием подразумевают лишь учёбу за границей. Между тем, не выезжая из своего самого далёкого селения, ученик может «посещать» занятия в Академии Хана, Онлайн школе «Мемория», TED-уроков и т.д., изучать иностранный язык с носителем языка любой страны мира, учиться у лучших педагогов по любому школьному предмету.

Виртуальные расчёты

Допустим, вы изучаете какую-то тему по математике. На уроке вы строите графики, диаграммы. Но вам необходимо потратить массу времени, чтобы рассмотреть итоги уравнения с другой переменной. Онлайн калькуляторы произведут расчёты в мгновения, построят вам графики, представят модель.

Экономия времени даст возможность углубиться в изучение других тем.

Камеры и датчики наблюдения

Сбор данных в режиме реального времени  имеет широкий спектр образовательных возможностей.

Вы можете проследить извержение вулканов, считывая информацию с датчиков, посещать достопримечательности, наблюдать за погодой по всему миру, проводить собственные анализы, строить графики, делать прогнозы.

Эффективное оценивание

Виртуальные эксперименты, моделирование, конечно же, могут стать мощным образовательным инструментом.

Однако часто он оказывается в тупике. Нужна помощь учителя, который мог бы сопровождать ученика, отслеживать  процесс ученического познания постоянно.

Это уже не простая констатация факта о знании или незнании ученика.  В режиме реального времени учитель может увидеть, каких результатов достиг каждый отдельно взятый ученик, какие проблемы у него возникли, как выстроить индивидуальную траекторию обучения, чтобы достичь хорошего конечного результата.

Мультимедийное проектирование

Проектная деятельность, о которой сейчас очень модно говорить, требует реальных воплощений. Ученики мотивированы тем, что одноклассники увидят результат их работы. Мультимедийные технологии помогут выйти за пределы классной комнаты.

  • Презентация своих проектов с помощью мультимедиа
  • Создание совместного программного продукта

 

Это уже не написанный реферат или доклад, который мало будет заметен. Мультимедийный проект заставляет учеников принимать более ответственные решения по его реализации.

Электронные книги

Об электронных учебниках в Дидакторе писалось не раз.

Потенциал электронного учебника имеет огромный потенциал. Однако цифровой учебник, представленный в формате PDF и дублирующий печатный, не даст никакого образовательного эффекта.

До сих пор реализация идеи интерактивного учебного пособия с возможностями моделирования, визуализации, многомерности остаётся лишь мечтой.

Дидактические игры

Дидактическая цифровая игра должна сопровождать всю жизнь. От простейших развивающих до сложных ролевых и деловых игр, где ученик может появиться в роли архитектора, журналиста, инженера. Где он будет решать реальные  проблемы, которые могут появиться в его будущей профессии.

 

Современные дидактические игры должны способствовать формированию инновационного мышления, а не просто представлять информацию в виде теста с неправильными или правильными ответами.

Вот навскидку те технологии, которые могли бы оказать серьёзное влияние на образовательный процесс. Уверен, что это не полный список.

Какие технологии вы могли бы добавить в данный перечень? 


Похожие статьи:


Отзывы:
Какие информационные технологии влияют на качество образования?

  1. Аноним:

    Кто автор статьи?

Оставьте ваш отзыв:
Какие информационные технологии влияют на качество образования?

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.