
Для создания образовательных ресурсов мы можем использовать десятки специализированных нейросетей: презентаций (часто с возможностью конвертации в PowerPoint или Google-слайды), видео, планов уроков, тестов и т.п. Однако фактически вы не встретите нейросеть по созданию дидактических игр. В прошлом году Дидактор писал о создании подобного рода небольших упражнений в Rosebud, однако инструментарий данного ИИ-сервиса весьма ограничен. Многие нейросети могут прописать сценарий игры, но вообще не обладают интерактивными инструментами. Приятным исключением является конструктор веб-приложений и сайтов Lovable.
Данная платформа не только придумает механику игры, но поможет с контентом, заданиями.
Новые видео публикуются в обновлённой версии на Дзене. Подпишитесь на мой обновлённый канал.
Итак, давайте посмотрим результат работы: дидактическая игра по литературе Найди пару. Щёлкните по изображению.

Чем полезна игра НАЙДИ ПАРУ
Дидактическая игра «Найди пару» развивает у учеников целый комплекс важных навыков, от когнитивных до социальных. В основе игры лежит механика сопоставления парных элементов — карточек, фигур или текста (терминов или определений).
Ключевые навыки, развивающиеся в процессе игры, и их краткое описание.
| Навык | Описание |
|---|---|
| Память и внимание | Тренирует кратковременную и долговременную память, требует концентрации и удержания внимания на расположении карточек. |
| Логическое и пространственное мышление | Учит сравнивать, анализировать, находить сходства и различия, выстраивать ассоциативные связи (например, «замок — ключ»). |
| Речь и словарный запас | Активизирует и расширяет словарный запас, особенно при использовании карточек с новыми понятиями или темами (например, «техника безопасности», «животные»). |
| Познавательные способности | Помогает усваивать конкретные знания: цвета, геометрические фигуры, математические понятия («один — много»), буквы и определения терминов. |
| Моторика и наблюдательность | Развивает зрительное восприятие и мелкую моторику, особенно при манипуляциях с небольшими карточками или фишками. |
| Социальные навыки и воля | Воспитывает усидчивость, терпение, умение соблюдать правила, дожидаться своей очереди, а также работать в команде и адекватно переживать победы и поражения. |
Как эффективно использовать игру в обучении
Чтобы игра принесла максимальную пользу, её необходимо адаптировать под конкретные учебные задачи и возраст учеников.
- Подбирайте контент карточек: Для малышей используйте парные изображения животных или игрушек. Для школьников старшего возраста подойдут карточки, где нужно сопоставить термин и его определение (например, по технологии или другим предметам), изображение и подпись и т.д.
- Усложняйте правила: Для развития памяти используйте классический формат «мемори», где карточки лежат рубашкой вверх. Для тренировки логики предлагайте находить пары не по точному совпадению, а по ассоциациям (например, животное и его след, или инструмент и результат его труда).
- Максимально используйте цифровой формат: это добавит элемент современности и соревновательности.
Цифровой формат игры «Найди пару» привлекателен своей гибкостью, мультимедийностью и способностью превратить рутинное заучивание в увлекательный и персонализированный процесс. Он является мощным инструментом в арсенале современного педагога и родителя, когда используется дозированно и в дополнение к другим видам деятельности.
Ключевые преимущества цифрового формата
1. Интерактивность и вовлечённость
Цифровая игра превращает обучение в увлекательный процесс. Анимированные карточки, звуковые эффекты (например, одобрительный звук при нахождении пары), вибрация, система очков и бонусы создают эффект «обратной связи» и мотивируют ученика продолжать игру, даже если задание сложное.
2. Динамичность и адаптивность
Мгновенная реакция: Не нужно перетасовывать карты для новой игры — достаточно нажать кнопку «перезапуск».
Автоматический подсчёт очков и времени: Это добавляет соревновательный элемент и позволяет отслеживать свой прогресс.
Адаптивная сложность: Многие приложения автоматически усложняют игру (увеличивают количество карточек, меняют их расположение) по мере роста мастерства ученика.
Безграничный образовательный контент
Это главное дидактическое преимущество. В цифровом формате тематику и содержание пар можно менять одним кликом:
Любая тема: Сегодня учим английские слова, завтра — столицы мира, послезавтра — формулы по физике.
Разные типы заданий: Можно находить пары не только «изображение-изображение», но и «изображение-подпись», «слово-перевод», «термин-определение», «формула-название», «дата-событие», «страна-столица», «цифра-количество предметов»и многое другое.
Мультимедийность: Парой для слова может быть не только картинка, но и звук (например, «найди звук животного» или «сопоставь ноту с её названием», композитора с его произведением).
4. Доступность и удобство
Игра в любом месте: Можно заниматься в дороге, в очереди, дома или в школе. Нужно только устройство (смартфон, планшет, компьютер).
Отсутствие физических компонентов: Не нужно бояться потерять карточки, они не помнутся и не порвутся.
Возможность для индивидуальной траектории: Каждый ученик может играть в своём темпе и по той теме, которая ему нужна для закрепления.
5. Развитие цифровых компетенций
Помимо основных навыков (память, внимание, логика), цифровой формат ненавязчиво учит детей:
- Обращаться с интерфейсами.
- Развивать цифровую ловкость (точность кликов или касания на смартфоне, планшете).
- Быстро реагировать на изменения на экране.
Несмотря на все плюсы, полностью заменять физическую игру (особенно в дошкольном и младшем дошкольном) цифровой не стоит. Тактильные ощущения, возможность манипулировать реальными предметами и живое социальное взаимодействие (когда несколько детей собираются вокруг одного стола) — это, конечно, незаменимый опыт.