Использование наглядности всегда усиливает обучающий эффект. Учитель использует мультимедиа, прежде всего, в этих целях. Однако наряду с основными принципами предъявления наглядности на мультимедийном уроке, есть отдельные приёмы, которые позволяют учителю больше повлиять на результат обучения.
Это приёмы педагогической техники, направленные на усиление визуализации. Их можно использовать как с проектором, так и без него. Второй вариант даже предпочтительнее. В нем больше убедительности, потому ученик оказывается в центре педагогической ситуации, созданной учителем.
Учебные действия совершаются на глазах детей и даже с их помощью.
Пример 1.
Яркий приём усиления визуализации представляет любопытный ресурс sugarstacks.com.
Цель его создателей — убедить людей меньше употреблять сахара.
Каждый раз его содержание в том или ином продукте или напитке авторы ресурса сравнивают с количеством кусочков сахара.
Сколько угодно можно говорить о вреде этой «сладкой смерти». Однако наглядное представление убеждает больше, чем слова.
Ученики выкладывают рядом с каждым продуктом соответствующее количество кусочков сахара. Они могут сравнить результаты.
Пример 2.
К сожалению, далеко не в каждой школе имеются, к примеру, разборные объемные геометрические фигуры. Зачастую они могут помочь намного эффективнее, чем плоская наглядность. Чаще мы встречаем привлекательные видеоролики:
Нет необходимости говорить о полезности данного ресурса. Однако была бы возможность ученику поработать с пластиковыми или деревянными фигурами, обучающий эффект при создании соответствующих педагогических ситуаций, мог быть намного большим.
Такое усиление визуализации возможно в любой предметной дисциплине.
Попробуйте визуализировать следующие факты:
- территория мусорных свалок в России равна площади Москвы;
- развитые страны потребляют более 3/4 мирового продовольствия, хотя в них проживает менее 15% населения Земли;
- объем пресной воды в озере Байкал составляет примерно 23 тыс. куб. км (около 22% от запасов планеты).
О визуальном мышлении советую почитать:
Добрый вечер, Учитель. После Вашего мастер-класса у нас в Вестеросе я провожу все вечера на Вашей странице. Сколько же у Вас здесь полезного и нужного. Читаю, пробую, возвращаюсь и перечитываю… Мучаюсь с триггерами — некоторые уже освоил ) Огромное Вам спасибо, Учитель, за то, что делитесь знаниями, мастерством и опытом.
Если позволите, маленькая просьба — нельзя ли Вашу страницу оснастить окошком «Поиск»? С уважением, Артур
Добрый день, Артур! Спасибо за теплые слова. С первых же минут мастер-класса чувствовал нескрываемую заинтересованность учителей. Конечно, весной на семинаре (если он состоится) я познакомлю шведских коллег со всеми «маленькими» и «большими» хитростями подготовки интерактивных приёмов, что не всегда получается в дистанционном режиме. С окошком поиска на сайте обязательно подумаю. Только надо найти другое «окошко» в плотном графике поездок.