Обучать в современных условиях крайне сложно. Можно указать, по крайней мере, на три важных причины, требующих от учителя адекватного подхода к обучению в информационном обществе.
Первая:
изменилось время, общество и визуальная среда, в которой растет ребенок. Он приходит в школу и, независимо от места проживания, ему требуется не только аудиальный и статичный способ восприятия, но и визуальный, динамичный, интерактивный.
Иначе — скучно, иначе он успевает воспринять и отключиться. Многие учителя жалуются: дети не хотят, дети не могут долго слушать учителя.
Ученик думает быстрее, чем предполагает традиционное (классическое) преподавание.
Обратите внимание: все вокруг нас динамичнее: песни быстрее поют, фильмы перенасыщены событиями и трюками… Мы часто ловим себя на бессмысленном переключении сотен телевизионных каналов…
Вторая причина вытекает из первой:
если скорость реакций ученика при восприятии растет и в традиционном уроке не всегда подчинена управлению учителем, значит, необходимо предусмотреть возможность «ведения» ученика самими мультимедийными средствами, существенно влияющими на усиление информационного взаимодействия.
Третья причина связана с осознанием, что в информационном пространстве, прежде всего, растет объем информации.
Ученик не может справиться с нарастающим линейным потоком данных.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения должны были решить эту проблему введением концентра и построением индивидуального контента ученика.
Мультимедийные технологии позволяют реализовать идеи индивидуального подхода в обучении.
Между тем, информационная перенасыщенность требует специальной подготовки учебной информации перед тем, как ее предъявить учащимся.
И важнейшей задачей учителя, а также авторов электронных учебных пособий является «сжатие» учебного материала, представление его в компактном и удобном для использования виде.
Причем такая лаконичность предполагает возможность обучаемого проделать определенные операции развертывания сжатой информации, отработки учебных действий в индивидуальном режиме и т.д.
Не менее важным является задача педагогов моделирования проблемных педагогических ситуаций, провоцирующих ученика к самостоятельному поиску необходимой учебной информации.
Отсюда возникает необходимость более высокого профессионализма учителя.
Из первой вытекает еще одно важное на мой взгляд следствие. Ученик стал думать и воспринимать все быстрее учителя.
Учитель перестал быть авторитетом, так как на любой свой вопрос ученик может найти ответ в интернете. Да, неверный, да, он может составить ошибочное суждение, но дети ведь о себе думают лучше, чем о других…