Как улучшить работу вашего виртуального класса

karantimplyus

Ковидные времена кардинально изменили наше отношение к образовательному процессу. Мы переосмысливаем не только своё, но и отношение учеников к удалёнке. В каждом классе есть ученики, которые всегда готовы принять участие в онлайн уроке, и те, кто не решается участвовать, высказываться в камеру. Вовсе не обязательно такие ученики являются интровертами. Многие из учеников склонны немного подумать, прежде чем отвечать, выразить своё мнение в онлайн дискуссии. А может у кого-то из них просто плохой день, и вам трудно привлечь к обсуждению детей. Бывает плохое настроение и у вас. И, хотя вы понимаете, что онлайн урок проводить нужно, но огонёк в ваших глазах не вспыхнул. А это моментально почувствовали (хотя и на расстоянии) ваши ученики.

Многие учителя жаловались на заметное снижение образовательной активности учащихся во время дистанционного обучения.

1f918cf6-2da5-5600-b396-86d372b0c5a8

Нет сомнения, что цифровые платформы могут создавать дополнительные коммуникационные барьеры, затрудняя понимание учениками учебного материала, когда им недоступны такие важные элементы обычного живого урока, как язык тела, жестов и выражения лица учителя, своих товарищей. Кроме того, онлайн дискуссиям часто препятствуют различия в доступе учащихся к цифровым устройствам. Соображения конфиденциальности приводят к тому, что часто ученики вообще не знает, с кем общаются. Очень часто ученики отправляют свои работы по изолированным каналам, таким как электронная почта или канал онлайн платформы. Такой режим вообще может оставить общение между между учащимися и учителем на второй план.

Чтобы привлечь детей к участию в работе виртуальных классов, требуются определенные усилия. Мы продолжаем называть нынешнее молодое поколение «цифровыми аборигенами», считая их буквально гениями цифровых технологий. На самом деле это не так. Им нужна серьёзная поддержка учителя. Потому что каждый из цифровых образовательных инструментов имеет свою специфику. Ученикам необходимо не только  уверенное владение тем или иным приложением. Они должны ощущать, что рядом с ним доброжелательный учитель.

Прежде чем начать писать эту статью, я внимательно ознакомился с комментариями учителей в Дидакторе, в социальных сетях, в зарубежных образовательных порталах, чтобы узнать не только и не столько их критическое отношение к удалёнке, а их мнение, как улучшить  онлайн-обучение. Многие учителя охотно делились с коллегами, как они справились с этой проблемой прошлой весной. Вполне возможно, что нас могут опять ожидать нелёгкие времена, и опыт многих коллег будет кстати. И у меня также сложилось  собственное мнение о различных стратегиях удалённого обучения.

опыт синхронного обучения

Многие учителя для обеспечения синхронного онлайн обучения перенесли традиционные методики организации дискуссий, обсуждений в классе в видеочаты в реальном времени. В то же время другие обнаружили, что цифровые инструменты имеют свою особенность в онлайн общении и даже могут помочь повысить активность учащихся в дискуссиях.

Вариант 1. Хороший онлайн урок начинается задолго до выделенного часа Х. Перед его  началом в Zoom, Яндекс.Телемосте или другой платформе вы отправляете ученикам вопросы.

BE2A916B-3570-48DA-AC7E-1B6C2F58BC54-900x900

Этим самым вы закладываете начало будущей дискуссии, живому обсуждению. Ученики самостоятельно готовят ответы на вопросы. Их ответы в начале собрания становятся отправной точкой для более широкого обсуждения в классе. Очень важно задавать проблемные вопросы, чтобы ученики могли отвечать не однозначно, а развёрнуто, аргументируя своё мнение. В то же время, научите их кратко излагать основные мысли. К примеру, по известной ПОПС-формуле.  Пока ученики общаются и дискутируют, постарайтесь не только слушать, но и делать пометки на бумаге, отслеживая ход разговора. Перед вами развернётся картина, кто больше говорил на онлайн уроке, кто только слушал, а кто, опираясь на идеи других, подводил итоги, делал выводы. Поделитесь своими выводами с учащимися, чтобы они подумали о своей роли в ходе обсуждения, сделали соответствующие выводы. Это поможет ученикам наладить взаимопонимание, сделает обсуждение более конструктивным.

2. Использование чата для проверки понимания: оставьте время на онлайн уроке для использования учениками чата, чтобы они задавали вопросы. Не торопитесь отвечать. Наверняка, найдутся ученики, готовые ответить.  Договоритесь с учениками, как использовать смайлики, например, поднятый или опущенный большой палец, чтобы показать, поняли ли они или нет учебный материал. Не предлагайте учащимся развёрнутых письменных ответов в чате. Это отразится на темпе занятия. Да и не все ученики окажутся в одинаковых условиях, особенно, кто сидит не за компьютером, а за планшетом или смартфоном.

3. Интеграция с асинхронным обучением. Сочетание асинхронного и синхронного обучения хорошо стимулирует онлайн дискуссии, обсуждения. Если вы преподаёте новый контент асинхронно с помощью записанных видеороликов, онлайн уроков, тренажёров и тестов, то в начале синхронного онлайн занятия ученики кратко излагают основные моменты того, что они изучили, а затем разделяются на секционные комнаты для решения проблемных задач в небольших группах. Таким образом вы сможете тратить меньше времени или в самом классе на изучение нового или во время онлайн трансляции не сосредотачиваться на мало продуктивное изложение нового образовательного контента. Лучше выслушать учеников в начале онлайн урока, их предварительное мнение об изученном, поработать с учениками в небольших группах, а затем определить, где ваши ученики испытывают трудности.

4. Использование онлайн досок таких, как PadletWhiteboard.Fi, Classkick и некоторых других позволяет персонализировать синхронное онлайн обучение, найти подход к каждому ученику. Конечно, это требует от учителя бóльших усилий, уверенного владения соответствующим приложением, точечных действий. Но в конечном итоге такой вид обучения может обеспечить хорошие результаты.

 

5. Посмотри. Прочти. Выскажи своё мнение. Начните онлайн урок с интриги. Покажите ученикам фотографию, схему. Или предложите прочесть крылатую фразу. А затем предложите им начать обсуждение:

  • Что мы видим?
  • Какая мысль заложена?
  • Что вы заметили?
  • Что вы знаете об этом?
  • Что ещё можете добавить? 

Другой вариант этого метода. Предложите ученикам самим показать фотографию, связанную с темой занятия (из жизни своих предков, фото известного деятеля). А затем рассказать, дать свои комментарии. Такие условия онлайн общения будут комфортными для ученика, внесут личностное отношение к содержанию занятия.

 

опыт АСИНХРОННого обучения

websites-for-learning-english-for-children

В ряде комментариев я обратил внимание на то, что некоторые учителя и учащиеся считают синхронное обучение более увлекательным, потому что оно напоминает им традиционный класс. Но в то же время многие преподаватели обнаружили, что асинхронное обучение по большому счёт является более справедливым и продуктивным, потому что оно открывает доступ к учащимся с низкой «пропускной способностью», которые в силу своих индивидуальных способностей не могут быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства синхронного онлайн урока. Часто это вполне нормальные дети, но им крайне некомфортно участвовать как в живом полном классе, так и во время онлайн дискуссии.

6. Отсроченная дискуссия. Используйте возможности ряда образовательных платформ создания форума, асинхронной переписки. Предложите ученикам сформулировать вопросы для обсуждения. Или сами задайте тон дискуссии проблемным вопросом. Когда ученики начинают комментировать, постарайтесь ответить уточняющими вопросами, чтобы создать диалог. Предложите ученикам ответить по крайней мере на два комментария своих сверстников, чтобы создать более широкую базу для обсуждения.

7. Скорая помощь или Консультант. Это может быть закрытое общение. То есть содержание переписки известно только вам и тому ученику, который задаёт вам вопрос, но не хочет по каким-то причинам, чтобы он стал предметом обсуждения для всех. Предупредите учеников, что это крайняя ситуация. Иначе вы моментально почувствуете явную перегрузку.

8. Виртуальные прогулки. Ученики часто работают над проектами. Очень хорошо, когда они представляют не только конечный итог, но и ход работы над проектом. Виртуальные прогулки по галереям дают учащимся возможность просматривать проекты своих одноклассников, одновременно учась друг у друга. Предложите ученикам обсудить проекты своих товарищей, оставить свои комментарии и доброжелательные пожелания.

Обеспечьте обратную связь следующим перечнем вопросов об ученических проектах:

  • Что нового я узнал об этой теме?
  • Что меня удивило в этой теме?
  • Что мне понравилось в этой презентации?

Онлайн формат даёт каждому ученику возможность увидеть работы своих сверстников, дать им оценку, познакомиться с оценками своего проекта, что способствует более глубокому размышлению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.