Как решить проблему заполнения электронных журналов?

yyyor

Реальность отечественного образования такова, что ожидается очередная кампания по усилению контроля за ведением электронных журналов и дневников. Это связано с введением единой информационной системы «Контингент учащихся». И снова всплывут старые проблемы.

Руководители образовательных учреждений при кажущемся «свободном» выборе конкретной информационной системы электронного журнала и дневника встречаются с целым рядом проблем объективного и субъективного характера:

  • административным нажимом сверху,
  • проблемой нехватки материальных средств,
  • связанным с этим отсутствием соответствующей информационно-технологической инфраструктуры,
  • наличием грамотных специалистов, способных поддерживать работоспособность выбранной информационной системы,
  • стремлением сохранить бумажные журналы и дневники, что в разы увеличивает трудозатраты учителей,
  • пассивностью и недостаточной ИКТ-компетентностью значительного числа учителей,

И последний пункт, пожалуй, имеет самое большое значение.

Выход из этой крайне сложной ситуации видится не только и не столько в повышении ИКТ-компетентности учителей, а в новых технологических решениях, когда сложный процесс занесения результатов в журнал будет максимально  упрощён и не потребует больших усилий от педагогов.

Дидактор проводил опрос на эту тему:

Электронным журналам и дневникам в школах уже несколько лет. Как они используются Вами?

В опросе участвовало 350 человек. Можно было выбрать 2 варианта ответов.

Ответы учителей.

В нашей школе их нет80

Из-за загруженности в работе заполняю их нерегулярно – 250

В нашей школе используются только электронные журналы и дневники — 24

Ведение электронных журналов и дневников помогает в работе67

Ведение электронных журналов и дневников мешает мне в работе — 102

Если есть главный «виновник» проблемы, то его необходимо вообще освободить от рутинной работы. К примеру, результаты выполнения учениками учебных задач, тестов, контрольных заданий могли бы автоматически заноситься в журнал без участия учителя.

На странице Дидактора были показаны десятки примеров таких конструкторов тестов, дидактических викторин, игр и тренажёров, где результатом опроса учащихся являются сводные таблица, как правило, в формате Excel. Их без проблем можно было бы перенести в электронный журнал при соответствии необходимых технических форматов.

Возможно внесение не только оценок в баллах, но и отслеживание работы ученика над проектами, предложенными учителем в одном из конструкторов интерактивных рабочих листов, участие ученика в виртуальных лабораторных работах.

Это избавит учителя от ежедневного заполнения электронного журнала. К журналу учитель может обращаться периодически для анализа сложившейся ситуации и её корректировки, для выставления итоговых оценок.

В Дидакторе приводились примеры использования QR-маркеров в технологиях Plickers и Quick Key. Результаты опросов в этих приложениях тоже могут заноситься в журнал. Уверен, в дальнейшем могут появиться другие подобные программы.

Уже ряд лет известны программы по распознаванию письменного текста. Такие приложения можно было бы использовать для конвертации письменных работ в электронные и затем занести в базу данных.

Впрочем, можно было бы подобным образом считывать бумажный журнал и переносить результаты в электронный. Это избавит учителя от «двойной бухгалтерии».

Без сомнения, даже омоложение педагогических кадров кардинально не изменит ситуацию, и реального перехода к электронным журналам не произойдёт из-за продолжающейся чудовищной перегрузки учителя. Все решения снова останутся лишь на бумаге.

Комментарии к “Как решить проблему заполнения электронных журналов?

  1. Наталья говорит:

    Дополнительная нагрузка на учителя. Заполняешь журнал либо после уроков, либо — дома. А значит, меньше времени для личной жизни

Добавить комментарий для Наталья Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.