Реальность отечественного образования такова, что ожидается очередная кампания по усилению контроля за ведением электронных журналов и дневников. Это связано с введением единой информационной системы «Контингент учащихся». И снова всплывут старые проблемы.
Руководители образовательных учреждений при кажущемся «свободном» выборе конкретной информационной системы электронного журнала и дневника встречаются с целым рядом проблем объективного и субъективного характера:
- административным нажимом сверху,
- проблемой нехватки материальных средств,
- связанным с этим отсутствием соответствующей информационно-технологической инфраструктуры,
- наличием грамотных специалистов, способных поддерживать работоспособность выбранной информационной системы,
- стремлением сохранить бумажные журналы и дневники, что в разы увеличивает трудозатраты учителей,
- пассивностью и недостаточной ИКТ-компетентностью значительного числа учителей,
И последний пункт, пожалуй, имеет самое большое значение.
Выход из этой крайне сложной ситуации видится не только и не столько в повышении ИКТ-компетентности учителей, а в новых технологических решениях, когда сложный процесс занесения результатов в журнал будет максимально упрощён и не потребует больших усилий от педагогов.
Дидактор проводил опрос на эту тему:
Электронным журналам и дневникам в школах уже несколько лет. Как они используются Вами?
В опросе участвовало 350 человек. Можно было выбрать 2 варианта ответов.
Ответы учителей.
В нашей школе их нет – 80
Из-за загруженности в работе заполняю их нерегулярно – 250
В нашей школе используются только электронные журналы и дневники — 24
Ведение электронных журналов и дневников помогает в работе – 67
Ведение электронных журналов и дневников мешает мне в работе — 102
Если есть главный «виновник» проблемы, то его необходимо вообще освободить от рутинной работы. К примеру, результаты выполнения учениками учебных задач, тестов, контрольных заданий могли бы автоматически заноситься в журнал без участия учителя.
На странице Дидактора были показаны десятки примеров таких конструкторов тестов, дидактических викторин, игр и тренажёров, где результатом опроса учащихся являются сводные таблица, как правило, в формате Excel. Их без проблем можно было бы перенести в электронный журнал при соответствии необходимых технических форматов.
Возможно внесение не только оценок в баллах, но и отслеживание работы ученика над проектами, предложенными учителем в одном из конструкторов интерактивных рабочих листов, участие ученика в виртуальных лабораторных работах.
Это избавит учителя от ежедневного заполнения электронного журнала. К журналу учитель может обращаться периодически для анализа сложившейся ситуации и её корректировки, для выставления итоговых оценок.
В Дидакторе приводились примеры использования QR-маркеров в технологиях Plickers и Quick Key. Результаты опросов в этих приложениях тоже могут заноситься в журнал. Уверен, в дальнейшем могут появиться другие подобные программы.
Уже ряд лет известны программы по распознаванию письменного текста. Такие приложения можно было бы использовать для конвертации письменных работ в электронные и затем занести в базу данных.
Впрочем, можно было бы подобным образом считывать бумажный журнал и переносить результаты в электронный. Это избавит учителя от «двойной бухгалтерии».
Без сомнения, даже омоложение педагогических кадров кардинально не изменит ситуацию, и реального перехода к электронным журналам не произойдёт из-за продолжающейся чудовищной перегрузки учителя. Все решения снова останутся лишь на бумаге.
«Но жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе»
Дополнительная нагрузка на учителя. Заполняешь журнал либо после уроков, либо — дома. А значит, меньше времени для личной жизни