Формы организации работы в микрогруппах до сих пор занимают умы педагогов-практиков и методистов. Кажется вполне очевидным преимущество обучения небольшого количества учеников над обычной классно-урочной системой с так называемой «фронтальной» формой преподавания.
Между тем, далеко не всегда небольшое количество учеников обратно пропорционально качеству обучения.
Микрогруппой в обучении принято называть группу от двух до пяти (иногда до шести) учеников, с которыми работает учитель.
Такая организация позволяет учителю сосредоточиться исключительно на небольшом количестве учащихся. Такая группа работает самостоятельно в отдельном классе. Но чаще всего учитель делит класс на небольшие группы в одном и том же помещении.
В таких условиях очень важно, чтобы каждая группа имела свою рабочую зону. В этой зоне должны быть созданы все условия для эффективной работы. Часто это касается не только расстановки стульев и столов, но и наличия учебников, дополнительной литературы, компьютера, других условий, в том числе и весьма специфических.
Как правило, обучение в малых группах более интенсивно. Это может быть
- работа с отстающими учениками;
- работа с сильными учениками для создания условий их интеллектуального прорыва;
- изучение сложных тем;
- решение сложных задач.
Насколько это эффективно?
В целом можно согласиться с выводом, что чем меньше группа, тем лучше качество обучения. Однако такие выводы будут весьма бессмысленными, если учитель не продумает особых приёмов, методов.
Чем больше обратной связи с учениками, продолжительности участия учителя в работе группы, тем больше эффективность обучения.
И в то же время в ходе работы с микрогруппой учитель должен избегать монолога, роли «источника информации».
В зависимости от количества от обучаемых в микрогруппе учитель подбирает необходимые методики и приёмы педагогической техники.
Иногда увеличение обучаемых, к примеру, от двух до пяти, обусловлено другой ситуацией. Когда учитель не приспосабливается к имеющемуся количеству учеников, а собирает необходимое число из-за выбранных приёмов, дидактической или ролевой игры.
Когда учитель работает с несколькими микрогруппами, очень важным является период его «отсутствия». Учитель должен продумать педагогическую ситуацию, поставленную перед группой, алгоритм самостоятельного выполнения учебных задач.
Если в ходе урока происходит смена рабочих зон, важно до минимума свести потерю времени.
И главное. Работа в микрогруппах облегчает достижение учеником конечных результатов обучения. Каждое занятие должно закончится осознанием ученика,
- что нового он узнал;
- какие навыки приобрёл
- какое практическое значение имеют его новые знания.
Таким образом, не стоит надеяться, что изменение условий обучения с класса в 30 человек на группу в 4-5 учеников неизбежно приведёт учителя к успеху.