Как работать с небольшими группами учеников?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Формы организации работы в микрогруппах до сих пор занимают умы педагогов-практиков и методистов. Кажется вполне очевидным преимущество обучения небольшого количества учеников над обычной классно-урочной системой с так называемой «фронтальной» формой преподавания.

Между тем, далеко не всегда небольшое количество учеников обратно пропорционально качеству обучения.

Микрогруппой в обучении принято называть группу от двух до пяти (иногда до шести) учеников, с которыми работает учитель.

Такая организация позволяет учителю сосредоточиться исключительно на небольшом количестве учащихся. Такая группа работает самостоятельно в отдельном классе. Но чаще всего учитель делит класс на небольшие группы в одном и том же помещении.

В таких условиях очень важно, чтобы каждая группа имела свою рабочую зону. В этой зоне должны быть созданы все условия для эффективной работы. Часто это касается не только расстановки стульев и столов, но и наличия учебников, дополнительной литературы, компьютера, других условий, в том числе и весьма специфических.

Как правило, обучение в малых группах более интенсивно. Это может быть

  • работа с отстающими учениками;
  •  работа с сильными учениками для создания условий их интеллектуального прорыва;
  • изучение сложных тем;
  • решение сложных задач.

Насколько это эффективно?

В целом можно согласиться с выводом, что чем меньше группа, тем лучше качество обучения. Однако такие выводы будут весьма бессмысленными, если учитель не продумает особых приёмов, методов.

Чем больше обратной связи с учениками, продолжительности участия учителя в работе группы, тем больше эффективность обучения.

И в то же время в ходе работы с микрогруппой учитель должен избегать монолога, роли «источника информации».

В зависимости от количества от обучаемых в микрогруппе учитель подбирает необходимые методики и приёмы педагогической техники.

Иногда увеличение обучаемых, к примеру, от двух до пяти, обусловлено другой ситуацией. Когда учитель не приспосабливается к имеющемуся количеству учеников, а собирает необходимое число из-за выбранных приёмов, дидактической или ролевой игры.

Когда учитель работает с несколькими микрогруппами, очень важным является период его «отсутствия». Учитель должен продумать педагогическую ситуацию, поставленную перед группой, алгоритм самостоятельного выполнения учебных задач.

Если в ходе урока происходит смена рабочих зон, важно до минимума свести потерю времени.

И главное. Работа в микрогруппах облегчает достижение учеником конечных результатов обучения. Каждое занятие должно закончится осознанием ученика,

  • что нового он узнал;
  • какие навыки приобрёл
  • какое практическое значение имеют его новые знания.

Таким образом, не стоит надеяться, что изменение условий обучения с класса в 30 человек на группу в 4-5 учеников неизбежно приведёт учителя к успеху.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.