Проведённый недавно вебинар по технике активно-продуктивного чтения заставил ещё раз задуматься над самостоятельной работой ученика с учебником.
- «Они не понимают, что читают!» — сетует учитель.
- «Этот учебник слишком сложен, — сетует ученик, — я ничего не понимаю!»
Подобные высказывания обычно звучат в 5-11 классах, и они подчёркивают проблему осмысленного чтения, которая связана с успехом ученика. Такие проблемы понимания чтения не ограничиваются низким уровнем обученности ученика, его слабыми навыками чтения. Существует несколько причин, по которым даже способный ученик встретится с серьёзными проблемами понимания текста, назначенного учителем.
Плотность
Одной из основных причин отсутствия понимания или даже неправильного понимания является учебник по предмету. Авторы многих учебных пособий в средних и старших классах стремятся вложить в них максимально возможную информацию.
Эта плотность учебной информации, безусловно может быть оправдана авторами учебников, но это увеличение плотности, явной информационной перегрузки происходит, прежде всего, в ущерб пониманию учениками содержания текста.
изобилие терминов
Еще одна причина отсутствия понимания — это высокий теоретический уровень, наличие большого количества специальных терминов.
Это приводит к увеличению сложности учебника. По подсчётам специалистов содержание учебного текста будет доступно ученикам, если количество незнакомых слов (терминов) не превышает 15%. В противном случае учебный текст, как единица педагогического общения, развалится, несмотря на видимость некой цельности.
перегруженность визуальными образами. трудности языкового восприятия.
Чрезмерная организация учебника с подзаголовками, жирным шрифтом, определениями, диаграммами, графиками в сочетании со структурой текста также увеличивает сложность. Электронные учебники, помимо этого, дополняются, динамическими рисунками, анимациями, видеороликами, гиперссылками.
Такая же ситуация низкого уровня понимания текста возникает на уроках литературного чтения, родного и иностранных языков. Ученики получают задания прочесть произведения классиков 18-го, 19-го века. Такая литература значительно отличается количеством незнакомых, не употребляемых слов, стилистикой. И требуется серьёзная предварительная подготовка. На уроках истории ученики читают отрывки оригинальных документов не только с незнакомыми словами, но и с их устаревшим написанием.
Это различие между уровнями чтения учащихся и сложностью восприятия текста предполагает повышенное внимание учителя и моделирование им стратегий понимания прочитанного в течение всего периода изучаемого учебного материала. Некоторые ученики не имеют базовых знаний или не готовы к восприятию высокого уровня сложности текста.
Нельзя недооценивать важность понимания прочитанного. Осмысленное чтение является важнейшим условием успешности ученика. Лишь в таких случаях учитель может приступать к использованию различных приёмов самостоятельной работы с учебником, научной и дополнительной литературой, в том числе и с помощью приёмов активно-продуктивного чтения.
Осмысленное чтение является интерактивным процессом. Оно требует регулярности и постоянного усложнения учебных задач.
Учитель выбирает различные стратегии для того, чтобы в ходе чтения создавать ситуации смысла каждого предложения, абзаца, страницы.
Учителя 5-х классов часто встречаются с такими случаями, когда отдельные ученики, придя из начальной школы, читают по слогам, явно не понимая смысла прочитанного,. Это значит, что он не поймёт условие задачи, хотя может иметь хорошие начальные математические навыки. Не сможет осмыслить навалившиеся на него учебные тексты по различным школьным предметам.
В таких случаях необходимы экстренные меры, точечное решение проблемы. Иначе пропасть, разделяющая отстающего в чтении ученика и хорошо читающих одноклассников, будет катастрофически увеличиваться.