Как оценивать учащихся в условиях удалёнки?

karantimplyus

С тех пор как началась пандемия, один из самых распространённых вопросов, который задают Дидактору, звучит так:

«как объективно оценивать учащихся, когда они работают дома?»

Мой ответ на этот вопрос, возможно, вас удивит: объективная оценка не зависит от того, где работают ваши ученики. Не стоит думать, что всё должно быть по-другому только потому, что вы учите в режиме удалённого или гибридного обучения.

Это означает, что все наши материалы, подготовленные для оценивания учащихся в удаленной или гибридной среде, должны выглядеть так же, как материалы, подготовленные для оценивания учащихся, с которыми вы находитесь лицом к лицу в классах:

Первое

Нам необходимо опираться на те ожидаемые компетенции учащихся, которые мы оцениваем, прежде чем сформулируем вопрос, который будет отражать достоверную информацию о уровне обученности учащегося.

второе

Нам нужно определиться с тем, что ученики должны знать и уметь делать, если они освоили необходимый стандарт, который мы оцениваем.

третье

Когда мы определились с тем, что мы будем оценивать, необходимо сформулировать  небольшую группу (3-5) вопросов для каждого важного блока знаний, навыков, компетенций.

четвёртое

Нам нужно заранее продумать ожидаемые распространённые ошибки, заблуждения учащихся, которые мы можем увидеть в их ответах.

пятое

Для любых сконструированных учебных задач нам нужно определиться, как будут выглядеть прочные знания и правильные действия в ответах учащихся.

шестое

Исходя из этого, мы должны предусмотреть разработку примеров различных уровней успеваемости учащихся или создание критериев объективного оценивания.

Как только мы получим ответы на эти вопросы, мы сможем задуматься о том, как лучше всего донести наши проверочные работы до детей, учитывая тот факт, что они работают   дома. Конечно же, имеются десятки цифровых инструментов, которые можно использовать, в зависимости от того, какие учебные навыки мы собираемся оценить. В Дидакторе таким инструментам уделяется большое внимание.

Если вы задаёте много выбранных тестов с множественным выбором ответов, заданий на соответствие, восстановление последовательности, вводом пропущенных слов и многих других, то в Дидакторе вы, наверняка, читали уже не один десяток статей, посвящённые таким цифровым инструментам, которые позволяют подготовить подобные учебные задания. Эти инструменты позволяют привязать каждый сформулированный нами вопрос к содержанию учебных программ, а затем отслеживать прогресс всего класса и каждого отдельного ученика по результатам изучения каждой конкретной темы.

Конечно, возникает много вопросов о компетенциях наших учащихся, которые не могут быть оценены с помощью подобных цифровых инструментов онлайн тестирования.

Безусловно, в обычном классе мы найдём способ и условия демонстрации учеником своего уровня обученности, когда ему необходимо показать умение рассуждать, анализировать, сравнивать, давать оценку фактам, событиям и явлениям.

Демонстрация ученических умений, навыков такого порядка в удалённой или гибридной среде обучения также вполне возможна.

В ряде онлайн сервисов (FlipgridPadlet, Seesaw  и ряде других) имеется возможность ученикам записывать себя, когда они отвечают на вопросы учителя вживую или демонстрируют свои проекты, комментируют, как они над ними работают. То есть учитель может получить весьма объективную оценку знаний учащегося, насколько он находится «в теме».

Часто учителя ряда не основных предметов сетуют на то, проверить знания и особенно умения в удаленной среде обучения невозможно.

Хотя есть масса других примеров

  • учитель физкультуры попросил учеников записать себя в процессе выполнения освоенного элемента или упражнения;
  • учитель музыки попросил учеников записать исполнение музыкального произведения;
  • учитель начальных классов поручил ученикам записать себя в процессе декламации выученного стихотворения или таблицы умножения;
  • учитель математики в старших классах попросил учеников записать комментарии, как они решили задачу, а затем объяснить свои действия.

 

Безусловно, всегда появится много вопросов о том, какие цифровые инструменты использовать. Ответы, на мой взгляд, очевидны.

  • и вам, и вашим ученикам эта платформа должна быть понятна и доступна
  • как правило, лучше, когда эта платформа имеет русскоязычную версию
  • эта платформа не заблокирована фильтрами вашей школы или вашего вашего района (города);
  • если она бесплатна или, по крайней мере, платформа в досягаемости вашего бюджета или бюджета вашей школы.

В данной статье я не собираюсь ответить на вопрос: «Какой инструмент онлайн-оценки необходимо использовать?»  Более важным является вопрос: «использую ли я такой цифровой инструмент, который позволяет мне собрать объективные  доказательства подтверждения того, действительно ли ученик усвоил базовые знания по моему предмету?”

Конечно, учителя часто обеспокоены тем, что ученики будут лукавить,  подсматривать, слушать подсказки родителей, созваниваться с отличниками, работая в режиме удалённого обучения.

Да, об этом определённо стоит подумать. Но совершенно с других позиций. Не потому, что нам нужно найти пути наказания учеников, которые обманывают. Мы должны для себя сделать вывод: если дети обманывают, значит мы не собираем чётких доказательств демонстрации их текущего уровня обученности.

Как можно предотвратить мошенничество с оценками, в удалённой среде обучения?

Во-первых, сами ученики должны понять, что они обучаются не только и не столько ради оценки. Они тоже должны быть заинтересованы в объективной оценке своих знаний.

Во-вторых, учителю самому необходимо так сформулировать учебное задание, ответ на которое сложно будет найти в интернете. Иногда полезно вместо вопроса с множественным выбором предложить ученикам открытый вопрос, по которому необходимо написать мини-эссе. («сравните…», «сопоставьте…», «дайте оценку…» и т.д.)

Такой формат задания даст учителю достаточно информации, чтобы определить, действительно ли ученики понимают то. о чём пишут.

Даже задания с множественным выбором, на соответствие, последовательность и т.п. можно представить остроумнее, требующее от ученика мыслительных операций, а не банального угадывания. Причём неправильные ответ могут быть близкими по смыслу.

К примеру в вопросе по химии «Какой ученый создал «Таблицу простых тел»?» правильный ответ: А. Лавуазье. Но среди перечня вариантов фамилия Д.И. Менделеева, автора своей знаменитой таблицы, может ввести в заблуждение; фамилия Г.К. Мосандера (Мозандера), первым получившего «простое тело».

Главные выводы, которые должен сделать для себя учитель, вынужденный работать на удалёнке:

Не стоит приспосабливаться к обстоятельствам, отказываясь от своих принципиальных позиций. Наоборот, эти вынужденные обстоятельства должны максимально учесть наши требования и нашу принципиальность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.