Напомню, что смешанное обучение (англ. “Blended Learning”) – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии.
Вы найдёте не одну статью о такой многослойной и многоуровневой форме обучения. Мне же хочется затронуть организационные аспекты. То есть ответить на вопрос КАК это сделать. И как сделать такой процесс обучения эффективным.
Роль учителя
Учитель всегда играет решающую роль в смешанном обучении.
Он умело создаёт такие учебные ситуации, где смешанное обучение было бы оправданным и целесообразным.
Учитель должен иметь возможность контролировать все формы и уровни взаимодействия с учащимися.
Необходимо создать условия для мотивации учеников к другим (кроме классно-урочной) формам обучения, где предполагается значительная самостоятельность познавательного процесса.
Очная работа в классе
Уроки в классе не похожи на обычные. Прежде всего, они призваны помочь детям в решения проблем, которые возникли при работе над проектами.
На уроках ученики могут участвовать в защите проектов, задавать вопросы, участвовать в обсуждении.
Очная встреча необходима и для каких-либо инструкций, требующих личного контакта. Такие уроки полезны, когда смешанное обучение имеет смысл и применяется в контексте. Дети должны понять связь всех форм обучения.
Ставьте перед учениками конкретные цели, задачи и контрольные точки
- Составьте дорожную карту, по которой ученики должны идти.
- Сформулируйте требования к конечному продукту обучения.
- Чётко обозначьте моменты работы онлайн или в автономном режиме.
- Поясните каждый из этапов обучения и то, как он связан с общими конечными целями.
- Предложите ученикам проследить свои успехи, выявить и описать возникшие проблемы. Организуйте конструктивную систему поддержки учащихся.
- Цели должны быть максимально конкретными и связанными с познавательными потребностями учеников.
Работа учеников в Интернете должна быть максимально индивидуализирована
Обеспечить действенное дифференцированное обучение можно в режиме онлайн.
Перед сильными учениками можно ставить самые высокие учебные задачи и ожидать от них учебные продукты высшего уровня.
Тем же ученикам, которые испытывают трудности в обучении, учитель ставит учебные задачи, направленные на ликвидацию пробелов, освоение минимума знаний по определённой теме.
Дифференцированное обучение в смешанной среде позволяет всем учащимся учиться с присущим для каждого индивидуальном темпе усвоения учебного материала.
Предложить ученикам соответствующие обучающие онлайн среды
В Дидакторе были описаны десятки десятки образовательных приложений, платформ для онлайн общения.
Главное для учителя: обеспечить не большое количество инструментов, а их качественную подборку и эффективное применение. А это требует от учителя хорошее знание используемых ресурсов.
Основные принципы управления смешанным обучением
Смешанное обучение требует строгой регламентации деятельности.
- Чётко сформулируйте инструкцию ученикам.
- Обеспечьте регулярный доступ к ней для ознакомления и напоминания.
- Обеспечьте как можно больше число онлайн контактов с учениками.
- Предоставьте возможность ученикам работать в тесном взаимодействии с вами.
- Поощрять учеников к использованию активных методов обучения, требующих от них самостоятельной работы.
- Обеспечьте инструменты своевременной обратной связи, позволяющей следить за работой учащихся.
- Продумайте оптимальное время для решения учениками учебных задач.
- Установите чёткие стандарты для условий работы учащихся в дистанционном режиме.
- Проверьте, имеются ли условия работы для каждого ученика. Лишь тогда можно требовать от них выполнения поставленных задач.
- Ознакомьте родителей со смешанной формой обучения.
И самое главное.
Не гонитесь за модой.
Если вы не готовы, не до конца освоили инструменты дистанционного обучения, а может банальное «нет времени», то стоит задуматься о правомерности такой формы педагогического взаимодействия.
Я не учитель, но педагог. И вот вы меня извините, статья, на мой взгляд, высосана из паьца сидящм за клавиатурой мечтателем. Защищать диссертацию уже можно, практическая ценность — ноль.У вас нет ли конкретного примера такой системы?
Уважаемый Михаил Александрович, автор статьи (кстати, кандидат исторических наук, доцент) давно доказал практическую ценность всего того, о чем он пишет на страницах своего сайта. И конкретных примеров применения различных онлайн-инструментов для смешанного обучения Вы сможете здесь найти великое множество. Изучайте, применяйте — не пожалеете, если Вы действительно хороший учитель.
Меня очень привлекает идея смешанного обучения. Пробую делать шаги в этом направлении. Хорошо, когда в школе есть коллектив единомышленников учителей, которые готовы работать таким образом. Тогда можно добиться каких-то реальных результатов.