Как научить учеников выбирать полезное в дебрях YouTube

large

Нынешние ученики постоянно ищут помощь от всевидящего и всезнающего YouTube. Порой ученики не соглашаются с вами лишь потому, что есть этот онлайн оракул. И это вовсе неплохо.

Действительно, YouTube может быть отличным преподавателем, консультантом, наставником. Но работа с этим уникальным хранилищем видео связана с рядом проблем, которых можно избежать.

YouTube не ведет активный мониторинг видео, загружаемых на сайт. Видеоролики автоматически загружаются без оценки качества и востребованности. Главные эксперты — это пользователи, зрители, которые могут дать свои комментарии к видеоролику.

Поэтому изначально YouTube допускает публикацию неточной информации, перенося бремя ответственности на самого пользователя. Часто видеоролик с заведомо ложной, но умело и привлекательно представленной информацией может собрать сотни тысяч и даже миллионы поклонников.

Универсальное хранилище знаний

Итак, мы должны рассматривать YouTube как универсальное хранилище видеоресурсов по нашему учебному предмету. Причём качество контента определяем мы или наши ученики. Прежде всего, ученики, которые согласно федеральным стандартам должны уметь самостоятельно добывать знания.

Таким образом, ученики должны иметь навыки исследования, самообучения и критического мышления.

И далеко не всегда учитель будет за плечами учащихся, чтобы помочь им проверить качество образовательного контента.

Смещение роли учителя

Учитель должен отказаться от основной роли эксперта образовательных ресурсов и должен стать посредником в обучении. Очень важно научить учащихся  навыкам анализа, оценки, переосмысления представленного обучаемого видео.

Как это сделать?

Предоставить возможность споров. 

Используйте видеоролики YouTube, чтобы зажечь их обсуждение и критическое отношение к увиденному. Даже видео, не имеющее глубины, может быть превращено в предмет обсуждения.

Пусть ученики используют опубликованные комментарии к видеороликам. С кем они согласны и почему. Пусть выскажут собственное мнение.

 

Пусть ученики выбирают контент. 

Поручите кому-то из учеников найти видеоролики YouTube, которые по их мнению будут лучше всего способствовать пониманию изучаемой темы. Это позволит ученикам развивать навыки отбора. Причем эти навыки им пригодятся и после окончания школы. Пусть ученик прокомментирует классу достоинства и недостатки, по его мнению, каждого из роликов, составит свой рейтинг. Посоветует своим товарищам на что обратить внимание.

Примеры.

  • Математика. Дайте группам учеников сложную задачу или уравнение, которое можно решить разными способами. Затем попросите ребят найти видеоролики YouTube  с разными способами решения. Покажите видеоролики всему классу и начните обсуждение, какой способ лучше и почему.
  • Естественные науки. Попросите учащихся найти видеоролики YouTube, демонстрирующие эксперименты, связанные с изучаемой темой. Покажите их в классе и попросите учащихся установить связи, проанализировать глубину эксперимента, синтезировать увиденное и сформулировать общие выводы.
  • История. Попросите учеников найти видеоролики YouTube с различными оценками и версиями того или иного исторического события, деятельности исторической личности. Покажите в классе, организуйте дискуссию.

Создайте свой видеоканал.

Предложите группе учеников создать свои обучающие ролики по теме. В наше время для этого достаточно цифрового фотоаппарата или смартфона. Научите размещать видеоролики на платформе YouTube. Организуйте обсуждение в классе. Причём можно дать анализ не только о глубине изучаемого материала, но и качестве самого ролика по форме, структуре, оригинальности подачи и т.д.

_________________________________________________

Роль учителя как организатора такого рода учебной деятельности может быть даже более ценной, чем  предыдущая роль эксперта по предмету. Это потребует новых навыков учителя как организатора дискуссии. Очень важно поддерживать динамику в обсуждении. Обязательно подводить итоги. Делать совместные выводы.

Рубрики: приёмы медиадидактики | Метки:

Один комментарий к “Как научить учеников выбирать полезное в дебрях YouTube

  1. Наталья говорит:

    Георгий Осипович, доброе время суток, спасибо, как всегда. Все очень полезно и доступно. Ждем новых подсказок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.