Как эффективно подготовиться к педагогическому эксперименту

26714_html_m55f7f8d9

Если вы захотели стать педагогом-исследователем, то решающее значение имеет подготовка к такому ответственному этапу вашей профессиональной деятельности.

1. УВИДЕТЬ ПРОБЛЕМУ. Прежде всего, убедитесь, что вам это НЕОБХОДИМО. Эксперимент или апробация новой методики, новой образовательной технологии необходимы в том случае,  если в вашей повседневной педагогической практике имеются определённые затруднения в обучении или воспитании. Впрочем мало испытывать какие-то затруднения. Важно чётко представить их себе.

Лучше всего  озвучить или зафиксировать на бумаге существующую проблему.  Это поможет вам при поиске решений.

Примеры проблемных ситуаций:

  • низкий уровень обучения;
  • трудности в усвоении определённой темы или всего курса;
  • отсутствие индивидуального подхода в обучении и воспитании;
  • показатели здоровья и эмоционального состояния детей на низком уровне;
  • огромный объём учебной информации, который дети неспособны усвоить.

2. СФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЭКСПЕРИМЕНТА.

Вижу цель! Очень важно грамотно сформулировать, чего мы хотим. Великий Марк Твен как-то выразился по этому поводу:

«Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда».

Цели должны быть реальными, достижимыми. Поэтому формулироваться должны глаголами совершенного вида:

  • получить…
  • разработать…
  • выявить…
  • создать…
  • и т.д.

3. РАЗРАБОТАТЬ ПОДРОБНЫЙ ПЛАН.

Если мы хорошо сформулировали цели,  то нам легко будет определиться с задачами, этапами нашего исследования. Не пренебрегайте подготовительным этапом плана! Хорошая подготовка — залог успеха всего исследования.

4. РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ.

Результаты исследования должны быть прозрачными, объективными, многогранными. Чем больше инструментов мониторинга, диагностики, тем более достоверные результаты мы получим.

К таким инструментам мы относим листы наблюдений, анкеты, опросники, стенограммы занятий, целый набор тестов по определению уровня обученности, эмоционального и психического состояния, здоровья детей.

Мы не должны забывать, что даже разрабатывая конкретную методику, технологию обучения, необходимо учитывать здоровьесберегающую составляющую.

5. ПОДГОТОВКА НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ.

Как это ни банально звучит, но любой эксперимент должен быть не только оправдан, но и узаконен. Большое исследование — это не апробация отдельного метода или дидактического приёма.

Как-то в начале 2000-х годов одна из учительниц истории при встрече призналась мне:

«Я учу ребят по «Новой Хронологии» Фоменко-Носовского».

Кто дал ей на это право? Скольких детей она искалечила этими бредовыми идеями?

Вы должны получить одобрение руководства школы, согласия родителей. И тех, и других интересует гарантированный высокий конечный результат.

Зачастую педагогический эксперимент требует изменения базисного учебного плана: другое количество часов, а может и введение нового учебного предмета. Здесь придётся заручиться поддержкой муниципального управления образования.

Как видим, не все так просто, если мы берёмся за дело серьёзно.

Рубрики: Цифровая дидактика | Метки:

Один комментарий к “Как эффективно подготовиться к педагогическому эксперименту

  1. Тамара говорит:

    Спасибо большое! Как всегда дельно, содержательно, актуально. Считаю Вас своим Учителем, не даёте стоять на месте)

Добавить комментарий для Тамара Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.