Как эффективно использовать образовательные интернет-технологии?

int

Совсем недавно интернет был ограничен как своими возможностями, так и количеством его пользователей. Многие из нас в начале 1990-х годов только слышали это новомодное слово, но понятия не имели, что оно из себя представляет. Сегодня же большинство учителей не изредка и не случайно попадают в интернет, а имеют к нему доступ дома и в школе.

Многие современные школы модернизируются, чтобы разместить Интернет в каждом классе. Причём всё чаще рабочие места с доступом в международную паутину создаются для каждого отдельно взятого ученика.

Статей о важнейших направлениях интернет-технологий в образовании довольно много. Мне хочется коснуться вопросов о том, КАК эффективно использовать новые возможности.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Данное направление, на мой взгляд, является первейшей причиной использования интернета  в образовании. Студентам и школьникам предоставляется прекрасная возможность воспользоваться уникальными  источниками. Причём зачастую они занимаются исследованием тех тем, по которым  школьные библиотеки не могут предоставить необходимые книги и журналы.

Одна из проблем,  с которыми сталкиваются ученики и учителя, — это качество информации, найденной в Интернете. Тем не менее, предоставив ученику определённые рекомендации, а также чётко сформулированные требования к использованию интернета, вы можете помочь ему определить, является ли найденная им информация надёжным источником. Это станет весьма важным  уроком для ученика  и приобретением первых практических опытов не только в школе, но и за её пределами на всю жизнь.

Хорошо если в начале учебного года учитель предоставит ученикам лаконичную памятку о том, как выбирать полезные интернет-ресурсы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ САЙТОСТРОИТЕЛЬСТВО

Вы можете опубликовать с вашим классом собственные интернет-ресурсы с информацией о своих проектах, результатах ученических исследований. Это могут быть созданные учениками сборники рассказов, эссе, стихотворений, научных статей, жанровые зарисовки. Например, публикация критических оценок деятельности исторических или литературных персонажей. Собственная критическая оценка литературных произведений.

Как это сделать? Разумеется, прежде всего с помощью бесплатных максимально простых инструментов. Это может быть блог класса в составе школьного сайта. А может быть отдельные, временные интернет-заметки. Дидактор описывал такие ресурсы, как Telegraph, не требующий даже регистрации, и Page O Rama, также позволяющий быстро создать собственные веб-страницы.

ОНЛАЙН ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Это сравнительно новое интернет-направление бурно развивается во втором десятилетии XXI века. Вы можете создавать свои собственные онлайн тесты. Для этого требуется хорошее знание интернета, поэтому многие учителя могут быть не совсем готовы к этому. Хотя, это может быть отличным способом взаимодействия со школьниками фактически в любое время, в том числе и каникулярное. Число таких онлайн-инструментов стремительно растёт.

ОНЛАЙН ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Растёт количество  интернет-ресурсов, помогающих учителю не только создавать онлайн тесты, но и привлекать новое поколение дидактических инструментов на всех этапах образовательной деятельности: совместная деятельность, интерактивные рабочие листы, интерактивная инфографика, тренажёры, виртуальные лаборатории и многое другое.

Без сомнения, важно учитывать те проблемы, которые возникают при внедрении образовательных интернет-технологий.

Проблема первая: ВРЕМЯ

Где найти время на использование образовательных интернет-технологий?

Такой вопрос часто задают читатели Дидактора.

Уверен, учителя должны использовать только то, что работает на усиление эффективности их работы и на уменьшение временных затрат. Интернет, как и любая другая технология, является инструментом. Если вы считаете, что использование интернет-технологий для вас важны, попробуйте внедрять их постепенно, хотя бы по одному инструменту каждый год.

Проблема вторая: СТОИМОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ

Дидактор, как правило, рассказывает, прежде всего о бесплатных инструментах. Важнейшей задачей для образовательных учреждений и для каждого учителя в отдельности является подключённость  к интернету. Если у вас нет дома по каким-то причинам стационарного интернет-соединения, достаточно приобрести USB-модем. Часто этого вполне достаточно для уверенной работы в интернет-пространстве. В рамках школ необходимы материальные усилия для решения данной актуальнейшей проблемы. Есть ряд мало затратных вариантов.

Проблема третья: ЗНАНИЯ

Учителя противятся административному нажиму сверху по обучению тому, что они не всегда могут понять. «Знания — силой» никогда не обеспечивают результативности. Необходимы плановое, осознанное обучение, определённая «акклиматизация» учителей в интернете. Кроме этого, никто не отменял и самообучение, в том числе и на страницах Дидактора.

Проблема четвёртая: КАЧЕСТВО ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Качество информации в интернете никто не гарантирует. Учитесь сами и учите учеников пользоваться высококачественными интернет-ресурсами. Пользуйтесь экспертными оценками, рейтингами, обзорами полезных образовательных ресурсов .

Проблема пятая: ПЛАГИАТ

Когда ученики используют материалы интернет-ресурсов, учителю сложно определить степень самостоятельности их выводов. Предупредите их об использовании вами систем «Антиплагиат». Советуйте им пропускать свои исследовательские проекты через эти системы. Требуйте от ребят устного изложения выводов, обзора использованных источников. Продумывайте такие задания учащимся, которые гарантируют отсутствие в интернете материалов непосредственно по данной теме. Это могут быть темы, связанные с проблемами и вопросами региона, или необычно сформулированная вами задача.

Проблема шестая: ОБМАН и ФАЛЬСИФИКАЦИЯ

Безусловно, онлайн тестирование, совместная работа над проектами может показать искажённую картину, насколько самостоятелен тот или иной ученик. Возможно при выполнении домашнего онлайн задания ученик воспользуется интернетом, справочной литературой, помощью товарищей и родителей. Но это же он может сделать и при выполнении обычной письменной работы. Чередуйте онлайн общение и оценивание с выступлениями, ответами и докладами в классе.

Проблема седьмая: ВОЗРАЖЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И АДМИНИСТРАЦИИ

Очень многие родители справедливо стремятся оградить детей от интернета вообще, боясь его тлетворного влияния. Кроме того, пользуясь интернетом в школе, учащиеся могут разгласить персональные данные о себе и родителях.

Разумеется руководители пользуются фильтрацией информации в своем образовательном учреждении. Ученики, которые каким-то образом получили доступ к нежелательной информации, могут подвергаться дисциплинарным наказаниям, в случае если они об этом были предупреждены. Активность учащихся в интернете должна отслеживаться соответствующим образом.

В начале учебного года покажите родителям, какими образовательными интернет-ресурсами, сервисами вы собираетесь пользоваться.

Начиная работу в школе с интернет-ресурсами, учитель должен убедиться, что ученики не имеют доступа к сомнительным материалам

Для публикации ученических работ вы должны обязательно получить разрешение родителей. Узнайте также, каковы требования административных органов к подобным публикациям, к  другой информации о школе и классе.

ВЫВОДЫ

Должны ли мы использовать в школе интернет? Безусловно. Однако в ходе создания определенной системы школьного интернет-образования мы должны решить возникающие  проблемы, прежде чем полностью интегрировать интернет-технологии в классе. Наши усилия оплатятся  сторицей, потому что возможности интернет-образования бесконечны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.