Ещё раз об искусстве задавать вопросы классу

Когда я писал свою статью Как учителю правильно задавать вопросы?, то касался, прежде всего, проблемы качественного формулирования эффективных вопросов.

Пожалуй, один из самых распространённых вопросов, которые преподаватели используют при попытке привлечь к разговору учащихся в классе :

“Кто может мне сказать?»

Хотя могут быть и различные вариации вокруг этого, вроде

Кто-нибудь знает ответ? и т.п.

Конечно, вы можете задавать не только вопросы, направленные на обыкновенную репродукцию знаний. А ставить какие-то проблемы, требующие от учеников высказать своё мнение.

Результаты те же самые: как правило, только несколько учеников поднимают руки, и их ответы служат барометром для измерения прогресса всего класса. Хотя это неверный подход. На самом деле, одни ученики не готовы, другие в силу различных комплексов просто не хотят отвечать.

Конечно, эти единичные ответы могут вводить в заблуждение, заставляя учителей верить, что все их ученики добросовестно учатся, когда на самом деле они этого не делают.

К счастью, есть гораздо более эффективные способы проверить понимание, способы, которые позволяют всем ученикам задуматься и реагировать на вопросы учителя. Есть несколько  простых техник, которые могут помочь учителям спланировать свои уроки так, чтобы все ученики активно продемонстрировали свой уровень обученности.

доска мнений

«Доска мнений» предоставляет учителям возможность «заглянуть» в умы учащихся, когда они кратко отвечают в письменной форме на заданный вопрос. Эффективность этого метода зависит от формулировки глубокого и содержательного эффективного вопроса, который захватывает большие идеи, стоящие за представляемым конкретным содержанием. Например, вместо того чтобы задать вопрос о событиях революции 1917 года в Росси, на который все ученики, как правило, ответят одинаково, учитель может спросить: “Каковы оценки событий 1917 года в современном обществе?”.

Алгоритм работы:

  • Учитель должен сформулировать вопрос более высокого порядка, чем обычный репродуктивный, которая захватывает весь класс и является важным элементом урока.
  • Учитель просит учеников записать свои ответы на отдельном листе бумаги или стикере.
  • Чтобы избежать опасений,  что эти ответы займут слишком много времени, сообщите ученикам об ограничении ответа, например, до 15 слов или меньше.
  • Затем ученике приклеивают стикеры на доску. Или берут мел или маркер белой доски и пишут этот короткий ответ в специально отведенном месте.

В отличие от устного ответа Доска мнений помогает всем ученикам делиться своими ответами на важный вопрос одновременно. По собственному опыту, скажу, что даже ученики, которые раньше фактически отключались, пока один отвечал, активно включаются в содержание, ищут связи, аналогии, высказывают собственное мнение.

Повод для дискуссии

Хорошо, если учитель не ограничивается этим своеобразным экспресс-опросом. Он может собрать ответы учеников, рассортировать их по точкам зрения. Вполне возможно, что несколько учеников высказали одно и то же суждение. Продолжите обсуждение мнений.

«За» и «против»

У каждого ученика могут быть на парте по два стикера разных цветов. Одни должны написать свою положительную или отрицательную оценку того события, явления, процесса, личности. И естественно ученик обязательно аргументирует свой ответ. Мы получаем своеобразное голосование. И это тоже может быть предметом дискуссии.

 

инвентаризация знаний

Данная техника помогает ученикам переосмыслить пройденную тему, просмотреть и проанализировать её содержание.. Эта техника особенно хорошо работает, когда был представлен большой объём учебного материала. Представляется хороший завершающий этап учебной деятельности. Весьма полезный и продуктивный способ остановиться для рефлексии, ещё раз просмотреть пройденный материал.

Алгоритм работы:

  • В конце  серии уроков по пройденной теме учитель просит учеников быстро просмотреть свои конспекты и отметить звёздочками те моменты, которые они считают наиболее важными для запоминания.
  • Затем учитель просит учеников ранжировать отмеченные пункты, выделить по их мнению три наиболее важные из них.
  • Наконец, учитель просит учеников прикрепить к Доске мнений стикер с самой важной,  на их взгляд, темой.
  • Учитель подводит итоги. Он может предложить для обсуждения ту тему, которая кажется ученикам наиболее важной. Это повод ещё раз повторить изученный материал.

Таким образом, мы сможем снять с повестки дня нашу обеспокоенность о том, насколько глубоко ученики изучили пройденный учебный материал. Никто из учеников не остаётся непреднамеренно вне обсуждения. Мы тут же увидим и тех учеников, которые нуждаются в нашей помощи.

 

Комментарии к “Ещё раз об искусстве задавать вопросы классу

  1. Анна говорит:

    Интересно, а есть ли такой ресурс, чтобы каждый ученик писал свои ответы, не видя других, а потом это оказывалось на одной доске в виде стикеров, например?
    Пока для этого есть только гугл-формы, но там всего лишь таблица. Нет ли более наглядного и зрелищного инструмента?

    • Георгий говорит:

      Добрый день, Анна! Отчасти это можно реализовать с помощью онлайн доски со стикерами, о котороай я написал статью Онлайн пространство для обмена стикерами. Но там ученики видят, какие ответы появились у их товарищей. А ещё можно использовать Яндекс. Формы. Там каждый посылает ответ, не видя ответы своих товарищей. И учитель может предъявить общий результат. Читайте в статье о Яндекс.Формах. Но там можно показать только таблицу, как и в Google формах.

  2. Валентина говорит:

    С удовольствием использую все Ваши материалы и советы на своих занятиях с учителями ИЗО и студентами. Разбираем статьи и адаптируем к учебному предмету «Изобразительное искусство». Одно из затруднений у учителя — это как сформулировать вопросы для общения с учащимися по искусству.

Добавить комментарий для Анна Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.