eMargin: Инструмент Совместной Работы С Текстовыми Аннотациями

emargin

Технологии критического мышления посвящено много статей и методических разработок. Пришедшая из вузов данная технология всё больше внедряется в школах. К сожалению, среди приверженцев этой образовательной технологии встречается и мнение о том, что главное в ней — это лишь критическое отношение к своим и другим идеям. Конечно, это не так. В условиях перенасыщенности информационного пространства вообще и образовательного в частности, обучаемый должен владеть приёмами не только критического, но и внимательного чтения, уметь находить главное, структурировать большой текстовый материал на отдельные составляющие.  И вершиной такого чтения, изучения научной, художественной и учебной литературы может стать аннотированное чтение с использованием цифровых инструментов. Дидактор уже не раз останавливался на таких инструментах. Хочу вас познакомить ещё с одной, весьма привлекательной платформой.

Напомню, что аннотированное чтение — это процесс аналитико-синтетической переработки информации первичного документа, целью которого является получение его обобщённой  характеристики, раскрывающей его логическую структуру, наиболее существенные стороны содержания и достоинства. В результате данного процесса формируется вторичный документ — аннотация.

К примеру, давняя проблема при изучении художественной литературы заключается в том, что изучаемый материал, художественный текст, часто занимает много сотен страниц, а учитель должен организовать обсуждение, дискуссии в классе и фокусировать их на конкретных темах и отрывках произведений. Проблема часто усугубляется тем фактом, что часто не все ученики в классе прочитали текст полностью.

Традиционным способом изучения дисциплины является так называемое «внимательное чтение», то есть подробное изучение и интерпретация коротких отрывков текста вплоть до уровня отдельных слов. Но на самом деле такую работу сложно проследить. Особенно если этот письменный источник библиотечная книга или даже своя, но которую не очень-то хочется марать. Вот как может выглядеть книга после такого внимательного чтения.

увеличение изображения на сайте

Но без таких пометок, без параллельных размышлений, генерирования идей, внимательное чтение бессмысленно.

Учитель придумывает различные способы использования приёма Пометки на полях.

Он указывает ученикам отрывок для анализа, часто копируя, распечатывая его и распространяя среди учащихся/студентов. Затем ученики читают отрывок несколько раз, подчеркивая слова или фразы, которые кажутся важными, делая пометки на полях и устанавливая связи между различными частями отрывка, выделяя темы и мотивы. При каждом повторном чтении постепенно формируется анализ учащихся. Внимательное чтение проводится либо в рамках подготовки к семинарам, либо в небольших группах во время семинаров, а затем учитель соберет отдельные анализы во время пленарного заседания в классе.

Однако в реальности возникает много проблем

Во-первых, необходимо учитывать материальные затраты учителя, с чем ваш покорный слуга сталкивался не раз, когда распечатывал десятками и раздавал такие тексты обучаемым.

Во-вторых, отрывок текста ученика быстро загромождается подчеркиваниями и примечаниями при каждом последующем перечитывании, что затрудняет выделение отдельных тем анализа или вообще всю интерпретацию анализа при возвращении к нему некоторое время спустя.

В-третьих, учащиеся не могут видеть аннотации друг друга, и выделение и объединение индивидуальных чтений на уровне класса может быть трудной задачей для учителя. Кроме того, комментарии и обсуждения не фиксируются в одинаковой форме, которую можно было бы заархивировать или просмотреть позже, или повторно использовать учителем в последующие годы.

Наконец, в-четвёртых. Самой большой проблемой, с которой сталкиваются обычные академические методы критического чтения, является продолжающийся рост электронных текстов. По мере расширения доступности электронных текстов многие педагоги направляют учеников на платформы электронного контента, прежде всего, в электронные библиотеки.

В связи с этим появилась необходимость создания инструментов аннотированного чтения электронных источников. Одним из таких эффективных инструментов является eMargin.

основные особенности

Как видим, в центре рабочей области eMargin находится анализируемый текст, а справа от экрана находится панель инструментов, предоставляющая доступ к основным функциям программного обеспечения и позволяющая пользователю контролировать, какие аннотации видны

Области текста, выделенные разными цветами, являются самими аннотациями, и можно открыть аннотацию, щелкнув по выделенному тексту. Вокруг этой конкретной фразы развивается дискуссия. Текстовое поле в нижней части окна аннотации позволяет текущему пользователю присоединиться к этому обсуждению. Окно аннотации нависает над основным текстом, и его можно перетаскивать по экрану туда, куда пожелает пользователь. Можно одновременно открыть несколько окон аннотаций и снова скрыть их, нажав на маленький крестик в углу. Это дает значительное преимущество по сравнению с традиционной письменной моделью, где сделанные аннотации видны постоянно.

Как и в прототипе, новые аннотации создаются путём перетаскивания курсора мыши по выделяемому тексту. Как только вы отпустили кнопку мыши, появляется окно аннотации. Кстати, сервис обладает модифицированной версией интерфейса для планшетов и других устройств с сенсорным экраном.

При создании новой аннотации можно выбрать её цвет (из палитры из шести цветов, показанной в правой части экрана). Нажав на цвет в палитре на панели инструментов, можно просмотреть только аннотации этого цвета, и это полезный способ фильтрации общего анализа по темам или темам. Пользователи также могут просматривать только свои собственные аннотации или аннотации, сделанные членами их собственной группы (см. раздел Управление группами ниже).

Пометки на полях

В последние годы наблюдается бурный рост активности онлайн пометок на полях: появления ряда расширений и сервисов, предлагающих комментировать не только текст, но и от видео, фотографии. Но в отличие от других приложений eMargin заточен именно на текст.  Наиболее часто назначаемые теги перечислены в панели инструментов, а также можно просмотреть облако тегов, в котором отображаются наиболее часто встречающиеся теги с самым крупным шрифтом. Нажав на отдельный тег в списке или в облаке тегов, пользователь может просмотреть подразделы текста, связанные с этим тегом. Таким образом, в eMargin доступны два различных вида ассоциаций: цветовая и словесная. Пользователь может выбрать использование того или иного или комбинировать их любым способом, подходящим для поставленной задачи аннотации.

Загрузка Текста

В любом инструменте аннотации пользователь должен иметь возможность вставлять тексты для анализа, и в eMargin это достигается одним из трёх способов. Пользователь может загрузить текст со своего компьютера, при этом поддерживаются PDF, Word, HTML и многие другие текстовые форматы. В качестве альтернативы пользователь может указать URL-адрес загружаемого PDF-документа. Третий вариант —  это простое механическое копирование и вставка текста. Или его набор в окне. Если выбран один из первых двух вариантов, eMargin обрабатывает документ и преобразует его в обычный текст и позволяет пользователю редактировать этот текст, прежде чем сделать его доступным для анализа в главном интерфейсе.

Управление Группой

В eMargin есть три основных объекта: пользователь, текст и группа. Все зарегистрированные пользователи имеют разрешение загружать тексты описанным выше способом и делать свои собственные личные аннотации. Однако одно из ключевых преимуществ eMargin заключается в том, что пользователи могут делиться и обсуждать свои аннотации. Это достигается с помощью механизма управления группами.

Поиск внешних ресурсов

eMargin предлагает интеграцию с внешними ресурсами с помощью функции поиск. При выборе фрагмента текста пользователю предоставляется возможность поиска соответствующего слова, фразы или предложения в онлайн-издании Оксфордского словаря английского языка, в Google, в Википедии или в собственном инструменте сервиса WebCorp. Если вы пользуетесь текстами на русском языке, вам, прежде подойдут два последних инструмента.

Поиск и извлечение

В наборе инструментов eMargin есть средство поиска, которое позволяет пользователям искать слова или фразы в выделенном фрагменте текста или в аннотации и комментариях, связанных с выделением. Поиск может быть ограничен цветом выделения, тегом, пользователем, группой или датой. В приложении все действия регистрируются и помечаются временем, поэтому можно точно определить, кто что и когда внёс. Это особенно полезно в академической среде, когда группы учащихся совместно проводят анализ. Также можно создавать постоянные ссылки на отдельные аннотации для облегчения поиска.

Форматы Вывода

eMargin разработан в первую очередь как онлайн-рабочее пространство.

pechat

Однако бывают ситуации, когда аннотированный текст может потребоваться в печатной форме или в машиночитаемой форме для использования другими программными средствами. В первом случае eMargin предлагает печатную версию только аннотаций или аннотаций, показанных в виде сносок в полном тексте (с сохранением цветовой кодировки).

Достаточно щёлкнуть правой кнопкой мыши по экрану и нажать на печать. Кстати, вы можете получить документ с аннотациями в формате PDF и вставить в свой блог/сайт.

Таким образом, несмотря на некоторую архаичность интерфейса (eMargin был создан ещё в 2007 году), сервис радует нас многообразием инструментов и может пригодиться для организации эффективного аннотированного чтения.

Конечно же, eMargin наиболее эффективен в старших классах, в колледжа и вузах. Но и учители начальной и основной школы, причём не только гуманитарных предметов, могут найти применение данному цифровому инструменту.

Рубрики: Цифровая дидактика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.