Уже несколько недель отвечаю на настойчивые вопросы читателей о том, как получить доступ к федеральному образовательному порталу «Российская электронная школа». Действительно, в Дидакторе была проведена экспертиза этого привлекательного портала. Однако после апробации проект так и не был запущен.
Похоже, дискуссии в российском образовании, каким должен быть электронный учебник, продолжаются. Все новые и новые проекты электронных учебников стремительно появляются и также быстро исчезают.
Провалилась идея внедрения в школьное образование ридеров.
Исчезли из Интернет-пространства многообещающие электронные УМК, разработанные совместными усилиями издательств «БИНОМ», «ФЕДОРОВ», «Дрофа» и «Русское слово» на платформе «СМ» (создатель платформы — компания «Рукарта»).
Министерство образования и науки летом прошлого года издало Приказ № 870, в котором появился термин «электронная форма учебника» (ЭФУ) и даже дано её определение: «соответствующей по структуре и содержанию печатной форме учебника, содержащей адаптированный под электронный формат иллюстрационный материал, мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника».
Это ставит производителей мультимедийной образовательной продукции в жёсткие рамки. К примеру, привлекательная образовательная среда нового поколения ОБРАЗОВАРИУМ, а также заинтересовавший учителей проект «Российская электронная школа» под эти критерии не попадают.
Какие же электронные формы учебников могут приобрести школы, ученики и родители?
Многие учителя жалуются, что доступ даже к демоверсиям электронных учебников издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ технически сложен. С этой же проблемой столкнулся и ваш покорный слуга.
Совсем недавно стало известно, что «Яндекс» и «Просвещение» до конца 2017 года разработают новую образовательную платформу для школ. Будем следить за результатами этого проекта.
А пока могу предложить вам анализ демоверсий электронных форм учебников издательской группы «Дрофа»-«Вентана».
Внешне электронный аналог напоминает обычный учебник. Независимо от учебного предмета, навигация, структура электронного учебника представлены одинаково, что удобно ученику при использовании.
Верхняя панель представляет функции служебной навигации: содержание, листание учебника по параграфам, закладки, размер шрифта и очень полезная функция поиска, куда «забив» необходимое слово, ученик может получить доступ ко всем местам в учебнике, где оно упоминается.
Интерактивные объекты довольно разнообразны:
Ученик может получить в отдельном окне дополнительную текстовую информацию, рассмотреть иллюстрацию, слайд-шоу, динамический рисунок, видеофайл.
Имеется коллекция 3D-объектов.
Как правило, все они хорошего разрешения, правда, это существенно влияет на объем файла, его загрузку.
В каждом параграфе предусмотрен ряд практических заданий, тренажёров.
Привлекает разнообразие видов тестов:
- с выбором ответа,
- на соответствие,
- на восстановление последовательности,
- на выделение объекта (активные зоны),
- выбор ответа из выпадающего списка,
- сортировка данных по категориям.
Однако итоговые тесты по каждой главе несколько однообразны, представляют собой альтернативный тест с выбором одного правильного ответа.
Ученик может рассмотреть результаты выполнения теста, при желании сделать ещё попытку.
В ряде параграфов представлены проблемные задания, сопровождающиеся анимацией или видео.
Впрочем,не вся мультимедийная наглядность информативна и содержательна. К примеру, вызывает недоумение размещаемая в учебниках истории лента времени.
Речь даже не в отсутствии интерактивности. Но и в том, что размещённые даты не всегда соответствуют излагаемому содержанию.
Не совсем понятны некоторые вставки.
К примеру, указанная выше представляет собой некий «словарик». Однако и здесь отсутствуют гиперссылки. Видимо, данные вставки требуют отдельных комментариев учителя.
Всё мультимедийное сопровождение соответствует образовательным программам. В этом есть не только плюсы, но и минусы. Любые изменения в программах потребуют коррекции ЭФУ.
Но в целом впечатления от линии электронных форм учебников от «Дрофы» весьма положительные.
Вот эти вот вставки внизу очень похожи на теги, ключевые слова. Общие и конкретно — персоналии. Наверное это оно и есть…