Как заставить учеников говорить на уроках. Продолжение

videonablyudenie

Продолжаю тему, обозначенную в нескольких статьях ранее. Как учитель истории, я упорно работал над тем, чтобы вовлечь своих учеников в обсуждение. Но неизбежно мой собственный голос слышался всё чаще, чтобы заполнить пространство в дискуссии. Я хотел убедиться,что дискуссия идёт в правильном направлении.

Между тем, исследования показывают, что чем больше ученики говорят в классе,  обсуждают поставленные учителем задачи и озвученные проблемы, тем лучше они учатся.

vygotsky

Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта.  Л.С. Выготский

И все же, по наблюдениям специалистов, говорение учителя на уроках занимает в среднем  около 75% времени. Мы всё ещё находимся далеко от организационных форм, ориентированных на развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся, которые, как мы знаем, лучше всего подходят для обучения.

Ученическая речь имеет большое значение, и мы прекрасно понимаем, что один из лучших способов увеличить её время  на уроке — это уменьшить речь учителя. Сокращение количества времени, которое мы тратим на нашу устную речь, требует тщательного обдумывания и планирования, а также требует, чтобы мы структурировали урок и его этапы так, чтобы чаще включать возможности для речи учащихся.

Давайте рассмотрим различные способы, которые гарантированно заставят ваших учеников больше говорить на уроке, устно излагать своё мнение, формулировать ответ:

Задавайте проблемные Вопросы

Язык, который мы выбираем, показывает ученика, насколько мы ценим их мышление. Или мы задаём вопросы, которые просто «проверяют», смогут ли наши ученики дать ответ, который мы уже заранее ожидаем. Или мы задаём вопросы, предназначенные для того, чтобы получить доступ к размышлению или высказыванию взглядов, позиций наших учеников. Задавайте своим ученикам «аутентичные» вопросы, то есть вопросы, на которые вам, как учителю, действительно интересно, как ученики ответят.

Откуда мы знаем, что эти вопросы аутентичные, настоящие? Такие вопросы, как правило, являются открытыми, без чётких ответов на вопросы «Кто..?», «Что..?», «Когда..? и т.п. и позволяют ученику присоединиться к обсуждению. Потому что, как правило, ответ на такой вопрос ещё не известен или не принадлежит учителю.

Конечно, в данной ситуации имеет значение, как воспринимается учениками то, что происходит в классе. Видят ли они учителя Хранителем знаний, человеком, которому можно угодить ответами? Или ученики поощряются вопросами учителя к тому, чтобы рисковать и высказывать свои мнения, делать собственные выводы? А учитель выглядит скорее куратором дискуссии, также сомневающимся и не готовым к готовому ответу.

не торопитесь вмешиваться

Разберитесь. Или вы отвечаете на каждый комментарий каждого ученика  или ученики сами реагируют и взаимодействуют с одноклассниками, вступая в обсуждение.

Одна из самых больших проблем, с которой сталкивается учитель, — это стремление контролировать дискуссию или оценивать ответы учащихся в режиме реального времени. Как указывалось выше, ученики привыкли видеть своих учителей в качестве экспертов в классе и по привычке пытаются угадать, что учитель хочет услышать в  их ответе. Такая рутина может подавить зарождающиеся мысли и ограничить вовлеченность учащихся, так как мозг ученика моментально отключается, как только его товарищ будет вызван к доске.

Чтобы организовать дискуссию, вам нужно будет избавиться от этой привычки. Один из способов — поощрять или даже требовать, чтобы учащиеся оценивали ответы своих товарищей, реагировали на них и дополняли собственными фактами и суждениями.  Предложите им ряд предложений для начала дискуссии:

«Я слышал, как __________ (имя или фамилия отвечавшего сказал…”,

«Я согласен, потому что…»

Напишите начало этих предложений на доске или на плакате, чтобы помочь ученикам сделать своё участие в обсуждении привычкой.

Используйте паузы как ожидание ответа

Мэри Бадд Роу, преподаватель естественных наук и педагог-исследователь, более десяти лет посвятила изучению эффекта «времени ожидания». То есть тому времени, когда наступает назначенная пауза после того, как учитель задаёт вопрос.

JA17_EdSchool_Rowe-480px_1

Мэри Бадд Роу и её команда смогли определить наиболее оптимальную продолжительность такой запланированной паузы: 2,7 секунды.

Выводы американского педагога перекликаются с приёмом ОТСРОЧЕННАЯ РЕАКЦИЯ, который описан А. Гином и встречается в гуманной педагогике Шалвы Амонашвили.

Исследования в классах начальной, средней и средней школы по всем учебным предметам показали, что 2,7 секунды ожидания способствовали появлению важных преимуществ для учеников и преподавателей:

  • увеличилась продолжительность вдумчивых ответов учащихся,
  • увеличилась доказательная и логически аргументированная база ответов
  • запланированная пауза способствовала даже улучшению достижений в письменных работах.

Помимо этого, М.Б. Роу отметила важное различие между временем ожидания после вопроса учителя и временем ожидания после ответа ученика. Оказывается, что время второго ожидания является более важным из двух, а также более сложным для управления, учитывая наше желание вмешаться, продолжить разговор. 

Когда вы организуете дискуссию в классе, попросите учеников не торопиться вступать в спор, а подождать в течение некоторого времени после того, как их товарищ закончит говорить. Можете завести гонг или другой сигнал, разрешающий ученикам продолжить обсуждение. Это поможет всем слушать дискуссию, и гарантирует, что выступающий ученик чувствует к себе внимание и  будет услышанным.

старый Добрый Сократовский метод

Лучшие учителя-гении живут вечно. Почти 2500 лет назад Сократ понял, что вовлечение учеников в обсуждение является более эффективным, чем самая лучшая лекция. Сегодня это называется методом Сократа.

Сократ как учитель утверждал, что «ничего не знает», и вступал в диалоги, где принуждал своих учеников к роли учителя. В беседе с Сократом ученики выполняли тяжёлую интеллектуальную работу, приходя к выводам на основе собственных аргументов, доказательств и ошибок.

Сократовский метод — популярный и эффективный способ обсуждения, который предлагает ученикам выйти вперёд в размышлениях и доминировать в дискуссиях.

Один из вариантов — приём «Аквариум». 

Класс делится на две группы и образует в классе два “аквариумных” круга. Одна группа ведет дискуссию под руководством ученика, как правило, вокруг конкретного текста и/или проблемного вопроса, в то время как другая группа наблюдает за обсуждением и отслеживает направление разговора.

Через некоторое время группы меняются местами и ролями. Внешняя группа должна хранить молчание, но может ссылаться на заявления, сделанные другой группой. Роль учителя пассивна, и он вступает в обсуждение только для того, чтобы следить за временем, но ни в коем случае не спорить, не опровергать, даже если ученики пойдут в обсуждении в неправильном направлении.

Микро-Дебаты Как Начало Занятий

Как-то перед началом нового учебного года, я задумался над той рутиной, которая уже давно наскучила мне и моим ученикам: обычный устный опрос.

Вместо этого я решил ввести вместо проверки домашнего задания микро-дебаты.  Я писал на доске (а потом на проецируемом слайде) спорное заявление, которое обычно было  каким-то образом связано с темой нашего урока («декабристы — неудачники или герои?» или “Заслужил ли Александр II титул «царя-освободителя»?»), и вызывал двух учеников. Один должен был доказать правоту тезиса, а другой высказать контраргументы. Можно вызвать по два ученика с каждой стороны. Ученики будут дополнять друг друга.

Иногда я использовал текущую тему в качестве зацепки. Вопрос дискуссии, как правило, лишь вскользь касался темы урока, но я был уверен, что ученики воспользуются аргументами, изложенными в изученном недавно событии или явлении. К примеру, «оправдывает ли цель любые средства?» или «революционный характер реформ — это хорошо или плохо?».

С каждым уроком я убеждался, что ученики всё больше втягиваются в дискуссию, и всё меньше на уроке слышен мой голос.

Измерьте время своей речи на уроке

Уже давно я предлагал учителям засечь время своей речи на уроке. Без сомнения, вызывает большие неудобства, если мы будет делать это сами. Попросить коллегу посидеть на уроке и засечь время — тоже далеко не эффективно. Проделывать такую процедуру регулярно вы не сможете.

Лучший выход из этой ситуации — автоматическая фиксация с помощью компьютерных технологий,  которые отслеживали бы соотношение речи учителя и учеников. Наличие таких данных на ежедневной основе может стать для нас откровением. Имея такие данные на протяжении определённого промежутка времени, мы могли бы более рефлексивно отнестись к своим методам обучения. И найти более активные способы увеличения времени ученической речи на уроке.

Такое приложение имеется. Оно называется TeachFX, и было создано бывшими учителями.

1_IjJQiHQu5ST2OExjFgsrnw

 Приложение может распознать ваш голос среди голосов учеников. Им очень легко пользоваться. Вы запускаете программу в начале урока и в конце урока закрываете её.

teach

Перед нами полная поминутная картина нашего «говорения» на уроке.

Иногда, заканчивая урок, я удовлетворённо размышляю: «О, как классно я провёл этот урок!»

Однако такое беспристрастное компьютерное измерение фактического участия учителя в обсуждении сделает вас более честным к себе. К примеру, мне кажется, что урок прошёл отлично, потому что я высказал много блестящих, остроумных фраз, но ученики на самом деле не были вовлечены в урок.

Использование приложения TeachFX может подтолкнуть нас к поиску новых стратегий для привлечения учеников к более активным формам обучения. Причём не только для того, чтобы измерить время учительской речи на уроке. Приложение может показать, насколько, к примеру, вы используете приём времени ожидания. И как это сказывается на активности учащихся.

Читайте в Дидакторе на эту тему:

Прием педагогической техники ОТСРОЧЕННАЯ РЕАКЦИЯ

Как избавиться от скуки или Как увеличить говорение на уроке?

Говорите меньше на уроках

Комментарии к “Как заставить учеников говорить на уроках. Продолжение

    • Георгий говорит:

      Конечно, «вовлечь» — это мягче. Конечно, я не вкладывал в слово «заставить» нечто принудительное. Дело в сути.

  1. Виктория говорит:

    Добрый день! Вы не могли бы поподробнее пояснить о методе «аквариума»? На том моменте, где группы меняются местами, не возникает ли ситуация, что вторая группа может просто следовать ходу дискуссии, которая уже была задана первой группой (использовать те же самые аргументы и контраргументы)? В таком случае, получается, что половина класса «задаёт тон» дискуссии..

    • Георгий говорит:

      Добрый день, Виктория! Отличный вопрос! Конечно, всё зависит от учителя. Идеальный выход: поменять тему дискуссии, поднять другую проблему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.