Как бы мы ни старались, фронтальная форма работы в классе приводит к разной степени усвоения учебного материала, снижению эффективности обратной связи. Учитель использует в своей практике такие приёмы педагогической техники, которые позволяют избежать «усреднения» образовательного процесса.
Приём ОТСРОЧЕННАЯ РЕАКЦИЯ описан А. Гином, встречается в гуманной педагогике Ш. Амонашвили.
Суть приёма заключается в том, что учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников.
Выдерживается определённая пауза. Это позволяет «подтянуться» тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию.
Мы создаём равные условия решения учебной задачи.
В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне — тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.
Благодаря этому приему мы можем повлиять на изменение темпа урока. Беда, если учитель-холерик весь урок работает в высоком темпе. Большой объем учебной информации вовсе не обязательно приведет к высокому качеству усвоения.
На мой взгляд, очень важен выход из запланированной паузы.
В основной и старшей школе недостаточно «просто помолчать». Учитель может предложить написать ответ в тетради, выразить его каким-то символом, формулой. То есть произвести во время паузы определённые учебные действия.
В младшей школе вполне приемлемо сочетание отсроченной реакции с приемом ТИХИЙ ОПРОС, когда учитель подходит к ученику поднявшему руку, и тот шепчет ему ответ на ухо.
В основной и старшей школе ТИХИЙ ОПРОС рекомендуется проводить в ходе работы в группах.
Спасибо, любила тихий опрос, сейчас могу этот приём поставить на научную основу…