Очень часто, когда ко мне обращаются молодые учителя за помощью при подготовке к урокам, я твержу одно и то же: «Старайтесь меньше говорить на уроке!» Но, к сожалению, часто происходит обратное. Особенно излишнее говорение наблюдается у учителей, проводящих открытые уроки (желание показать себя). Но есть и целый ряд других примеров чрезмерной активности учителя.
В моменты, когда ученики не понимают новое содержание, мы часто обнаруживаем, что пытаемся объяснить более понятно за счёт дополнительного времени. Но иногда попытки учителя больше говорить не приводят к ясности. Когда мы последовательно опираемся на объяснение учителя в качестве основного инструмента обучения, мы учим наших учеников тому, что мы являемся распространителями информации, а они — лишь её потребителями.
В эпоху информационного общества учитель не может и не должен оставаться единственным или «единственно верным» источником информации.
Как мы можем перенести акцент в обучении от учителей к ученикам?
Как изменить роли учеников, зависящих от учителей, к использованию друг друга для взаимного обучения или инструментов в качестве поддержки?
Вместо того, чтобы в случае первых неудач учеников вскакивать и начинать дотошно объяснять или даже подсказывать, предоставьте им инструменты и время для стимулирования самостоятельной познавательной деятельности. Тогда вы сделаете первый шаг к тому, чтобы заставить учеников делать больше, а себя — говорить меньше.
НАЧНИТЕ С постановки проблемы
Постановка познавательной проблемы имеет решающее значение для овладения учениками определённых навыков или понимания изучаемых процессов или явлений. Когда мы чувствуем определённый дискомфорт в классе, незнание каких-то фактов или правил, конечно, мы можем быстро объяснить и предоставить ученикам необходимый алгоритм решения учебных задач.
Но удаление затруднений, постановки проблем лишает самого главного: всех терний и мучений познавательного процесса. Именно этот путь приводит к глубокому осмыслению и пониманию, являясь наиболее эффективной формой обучения.
Измените сценарий урока и начните его с постановки проблемы. Пополняйте копилку педагогических ситуаций. Ваша поддержка учащихся должна заключаться не в прямых подсказках, а в направлении поисков. В математике, этом может быть, к примеру, открытая задача (описание конкретных жизненных ситуаций). Или предоставьте решение с логической ошибкой в работе и попросите учеников найти, проанализировать ошибку, объяснить, почему она появилась.
Приветствуйте дискуссии, рассмотрение различных вариантов решения проблемы. Организуйте интеллектуальный спор. Пусть учащиеся доказывают свои версии, приводят дополнительные аргументы. Приучите их к уважительному отношению других мнений, к тому, что именно в спорах рождается истина.
СОКРАЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ РАЗГОВОРА УЧИТЕЛЯ
Многие учителя понимают, какое влияние их стратегии познавательного поиска имеют на обучение учащихся.
Вот несколько простых стратегий, которые помогут сместить акцент с роли учителя как лектора к роли фасилитатора, организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
1.Проведите хронометраж урока. Ваше «говорение» на уроке должно быть ограничено 8-10 минутами.
2. Подготовьте подробные прямые инструкции для тех учащихся, которые будут испытывать затруднения в изучении нового материала. В таком случае они смогут приступить к изучению в свойственном для них темпе, в то время как вы организуете «мозговые штурмы», проблемное обучение других учащихся.
3. Ограничьте первый этап вашего обучения двумя минутами, а остальное время предоставьте ученикам для самостоятельной познавательной деятельности. Приступайте к работе в качестве фасилитатора, тренера. Организуйте действенную обратную связь.
4. Наблюдайте за тем, как ученики самостоятельно работают, позволяя им делать ошибки, проверять свои версии и приступать к новым, если терпят временные неудачи. Покажите ученикам, что вы находитесь в режиме наблюдателя. Покажите им, что вы цените их работу, переживаете за их «муки поиска».
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВОПРОСЫ ВМЕСТО ОБЪЯСНЕНИЙ
Когда ученики испытывают определённые трудности в понимании, наш первый инстинкт заключается в том, чтобы объяснить подробнее и яснее. Вместо этого рассмотрите различные варианты формулировки вопросов и учебных задач, чтобы стимулировать познавательный процесс понимания.
Подготовьте список вопросов, который вы можете показать всему классу или небольшой группе.
Даже ваши простые вопросы-обращения могут способствовать более глубокому обучению:
- Если вы подходите к группе, и ученик задаёт вам вопрос, повернитесь к другим участникам и спросите их: «А вы что думаете?»
- Если такая проблема возникла у всей группы, обратитесь ко всему классу.
- Вы можете представить ряд вопросов в начале урока. После работы учащихся в группах, спросите у них, на какие вопросы они ещё не могут ответить.
наблюдайте
Посвятите часть времени наблюдению за учащимися. Дайте им сложное задание. Понаблюдайте, как они работают. Такое наблюдение помогает собрать данные для планирования ваших следующих шагов. Используйте свои наблюдения, чтобы ответить на вопросы:
“Какие мыслительные действия мои дети могут сделать прямо сейчас?»
«В какую сторону их нужно направить (подтолкнуть) дальше?”
Проследите за поведением учащихся в группе, какие роли они выполняют.
Создайте таблицу с именами учеников и их конкретным поведением, которое вы наблюдаете (например, пассивность, увлечённость, мнимая деятельность, сотрудничество).
На протяжении всего урока отмечайте то, что вы замечаете в каждом ученике. Используйте эти данные для планирования других интерактивных уроков. Обратите внимание на определенные типы поведения, такие как «настаивает на своём варианте решения проблемы“ или «пробует различные варианты»
ОБЕСПЕЧЬТЕ варианты работы без УЧИТЕЛЯ
Самостоятельная познавательная деятельность, без сомнения, является важной частью обучения, но иногда ученики отключаются от самостоятельной работы слишком рано, или слишком часто, и ищут нашей поддержки.
То есть ученики демонстрируют свою зависимость от учителя.
Вместо этого создайте такую культуру в классе, когда учащиеся сначала спрашивают одноклассников, ищут альтернативные источники, прежде чем спросить учителя. Попробуйте некоторые варианты работы без учителя:
- Придумайте процедуру «скорой помощи», подумайте, как обеспечить обратную связь учащихся друг с другом.
- Присудите некоторым ученикам звания «тренер», «консультант», чтобы они были готовы предоставить помощь одноклассникам.
- Оформите это визуально. Например, та группа, которая испытывает затруднения, выбрасывает флаг «SOS». Кто-то из участников других групп подходит к ним, помогает решить проблему.
Таким образом, сокращая речь учителя, задавая вопросы вместо того, чтобы давать объяснения, наблюдая за учениками и организуя их взаимопомощь, вы стимулируете их самостоятельное обучение. Такая целенаправленная работа подтолкнет ваших учеников к самостоятельному решению самых сложных познавательных задач.
Спасибо, полезная статья!
В последнее время практикую приёмы создания упражнений самими студентами, как классический пример — в тетради, так и в излюбленном многими сервисе LearningApps. Например, вместо того, чтобы ответить на вопросы к тексту — задать вопросы к тексту; вместо выполнения готового теста — составить 1-2 тестовых задания и совместного поиска ответа в группе другими учащимися, которые не придумывали эти вопросы.