Зачем необходимо электронное портфолио учителя?

portfolio

Как известно, с 1 января 2015 года вступает в действие профессиональный стандарт педагога.

При всех противоречивых оценках педагогическим сообществом данного документа его официальный статус заставляет учителя относиться к нему со всей серьезностью. 

Однако настораживает формальный подход к практической реализации основных положений стандарта.

При прохождении аттестации учителя обязательным требованием является наличие портфолио.

Для чего оно необходимо?

  • для трудоустройства
  • при аттестации
  • при самоанализе своей деятельности.

На изменившиеся условия сразу же отреагировали разработчики педагогических интернет-ресурсов, которые стали предлагать размещение на своих сайтах и порталах электронных портфолио учителя.

Уже несколько лет созданием учительских портфолио занимается проект Социальнаая сеть работников образования nsportal.

Учительские разработки размещаются бесплатно. Педагог платит за сертификаты, подтверждающие его публикации.

Подобную практику развивает Сообщество взаимопомощи учителей.

Учителю предлагается воспользоваться конструкторами электронных портфолио.

Всероссийский бесплатный конструктор электронных портфолио объединил уже более 40 000 учителей и 1500 учеников.

Материалы размещены по учебным предметам. Открыты мастер-классы.

Другой сервис Электронное портфолио педагога разработал платные (200 руб.) конструкторы для учителей, воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования и педагогов среднего профессионального образования. На основе сервиса создано сетевое сообщество учителей NETFOLIO.

Размещённые материалы на упомянутых сайтах и порталах не подвергаются экспертизе. Разработчики стремятся к количественным показателям.

К сожалению, ФГОСы и так породили новый поток документов. Обещания Министерства образования и науки сократить документооборот и отчётность оказались блефом. Учитель, обременённый составлением рабочих программ, календарно-тематического планирования, технологических карт, сопровождением электронных журналов и дневников вынужден будет заниматься и формированием своего портфолио.

Вот только обратить внимание на непосредственную работу с детьми у педагогов остаётся еще меньше времени.

Вывод один:

Портфолио учителя не должно быть обязательным условием его повседневной деятельности.

Конечно же, учитель и сам подготовит комплект материалов, подтверждающих его профессионализм, если он хочет устроиться в новое, привлекательное для него, образовательное учреждение.

Иногда руководителю, испытывающему дефицит кадров, достаточно беседы с учителем. Некоторые опытные педагоги известны в своём городе (районе), и любой директор школы готов привлечь такого учителя без всякого портфолио и, более того, создаст ему максимально комфортные условия для работы.

При аттестации формальные показатели превосходят непосредственную оценку труда учителя. Зачастую никто из проверяющих не присутствует на уроках, воспитательных мероприятиях аттестуемого. Выводы делаются лишь по качеству подготовленных документов.

Формализм — главный враг российского образования. Любое начинание, даже самое благое, может утонуть в ворохе бумаг и электронных ресурсов, не имеющих практической полезности.

Комментарии к “Зачем необходимо электронное портфолио учителя?

  1. Саша говорит:

    Абсолютно согласна с Вами, Георгий Осипович! Наш труд уже привыкают мерить именно формальными показателями. И мы, учителя, по-своему реагируем: ищем пути наименьшего сопротивления.
    К упомянутым ресурсам добавлю http://www.openclass.ru — тоже всё бесплатно. Хотя, по-хорошему, портфолио учителя логично располагать на сайте учреждения, где он работает. Или, может быть, организовать всероссийский сайт портфолио педагогов — пока Минобразования не начал тендер? Замечу кстати, что в профессиональном образовании имеется тенденция к публичному обозрению своей квалификации, наверняка это коснётся и учителей. Так что вот такой общероссийский проект вполне возможен в ближайшем времени.
    Для себя я сделала нечто подобное электронному портфолио http://goo.gl/tRh70b — просто чтобы не запутаться, когда буду составлять бумажное, для аттестации (если она будет). Работая с этим вариантом, уже понимаю, что такая форма представления мне удобна. Хотела бы доработать его, распределив записи на доске по годам и по видам профессиональной деятельности: повышение квалификации, участие в конкурсах, разработки уроков он-лайн, достижения учеников и т.п. Наверное, следующую версию так и сделаю, например, в RealTimeBoard.
    Заметили?: вот такое портфолио мне нужно, я готова тратить на него время — чтобы показать свою работу коллегам, родителям учеников, аттестационной комиссии, наконец. Другой вопрос, кому из них такое портфолио нужно.

    • Георгий говорит:

      Спасибо за подробный комментарий и оригинальное портфолио. И очень дельные предложения. Вывод, на мой взгляд, один. Составление портфолио должно быть делом добровольным.

      • Саша говорит:

        А вот ещё новости в тему: http://www.uchmet.ru/news/650/250564/ Вот что интересно: школьникам предлагается составить своё портфолио — якобы оно будет учтено при поступлении. Но ни один вуз не даёт ответа, какие достижения он будет учитывать, какие — нет. Снова та ж ситуация: вы собирайте, а мы посмотрим…

  2. Кротова Татьяна Николаевна говорит:

    электронное портфолио учителю необходимо, без него просто невозможно пройти аттестацию.

  3. Татьяна говорит:

    Нужно или нет электронное портфолио учителю? В данный момент времени, когда мы должны подтверждать свою квалификацию, скорее «Да», чем «Нет». Сайт http://uchportfolio.ru дает возможность создать бесплатно свое портфолио и учителю, и ученику бесплатно. Конструктор предлагает различные типы инфоблоков. Конструктор сам по себе несложный, разместить можно любую информацию. Если нужны свидетельства, тогда необходимо заплатить сумму от 100руб

  4. Лидия говорит:

    40 лет педстаж,учитель еще работает,добросовестно работает,зачем вообще для таких педработников аттестация?Да им спасибо нужно говорить за то,что не оставили школу!Всю жизнь практически бесплатно проработали,а сейчас отказываются от высшей категории,потому что не научились пыль в глаза пускать,потому что портфолио —«формализм — главный враг российского образования. Любое начинание, даже самое благое, может утонуть в ворохе бумаг и электронных ресурсов, не имеющих практической полезности.»

  5. Пётр говорит:

    Спасибо! Я тоже веду своё электронное портфолио, трачу много времени, но мне это нравится! Всё расположено на своей полочке, красочно, систематически обновляются документы. Хочешь узнать поближе об учителе — знакомься!

Добавить комментарий для Татьяна Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.