Возможна ли альтернатива онлайн трансляции урока?

DgSdYePXcAADL1g

Пандемия вызвала огромный интерес педагогов всех уровней к повышению квалификации на все темы, связанные с использованием информационных технологий в образовании. И это, конечно, замечательно. Я рад был этому, потому что глубоко убеждён:  развитие образования по этому пути может дать свои благотворные плоды. С другой стороны, сугубо профессиональная причина: как исследователь и методист, работающий именно в этом направлении, я, увидел, конечно, неподдельный интерес организаций, учреждений и педагогов-практиков к моему творчеству. 

Чаще всего запрашиваются вебинары, мастер-классы и статьи в Дидакторе, посвящённые организации дистанционного обучения и конкретным цифровым инструментам. Прошедшей весной, когда начался тотальный переход к карантину, самый большой интерес возник к приложениям для организации и проведения онлайн уроков в режиме цифровой трансляции.

Однако уже первые недели показали, что многие учителя озабочены не только своим физическим напряжением, но и малой полезностью подобных онлайн уроков. В данной статье я хочу обосновать свои выводы и предложить некоторые альтернативы.

Сразу хочу оговориться: я ни в коем случае не против онлайн обучения. Наоборот, я хочу показать, как сделать его максимально продуктивным.

ПОЧЕМУ онлайн уроки в их обычном понимании НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ХОРОШЕЙ ИДЕЕЙ?

Классическое понимание онлайн уроков, на мой взгляд, не является продуктивным как со стороны преподавателей, так и со стороны обучаемых, потому что значительная часть времени таких уроков потрачена впустую.

Со стороны преподавателей это связано с тем, что изложение нового учебного материала в таком формате, как правило, ничего нового не даёт. Более того, в сети на самом деле существует огромное разнообразие контента по всем изучаемым темам. Этим занимается ряд образовательных платформ и сайтов. Так почему учитель снова должен говорить в камеру то, что доступно в Интернете для всех?

Со стороны обучаемых потраченное время также очевидно.

Во-первых, ученики никогда не будут находиться на одном уровне обучения. Ваша концепция о доступности учебного материала для всех не может удовлетворить большинство учащихся. Тот ученик, который вообще не мотивирован к учёбе, может вообще не включить компьютер или смартфон. Многие из тех, кто подключился, читают параллельно информацию с других сайтов, часто далёких от темы вашего урока, и, к сожалению, часто пропускают наиболее актуальные вопросы в изучаемом материале.

Во-вторых, в организации онлайн занятий очень мало интерактивности, и даже часто рекомендуемые промежуточные опросы мало помогают.

Но тот, кто из этого представления теперь делает вывод, что преподаватели являются лишним звеном в онлайн-обучении, либо считают, что онлайн-обучение мало эффективно, на мой взгляд, серьёзно ошибается.

Наоборот: образовательное сопровождение процессов обучения становится более важным, чем обычная онлайн трансляция. Для активного, самостоятельного и, следовательно, современного обучения именно онлайн обучение предлагает множество потенциалов. И во многом наши усилия сводятся к хорошо организованному педагогическому дизайну онлайн обучения.

КАК МОЖНО организовать онлайн обучение?

Для преобразования классической онлайн трансляции в современный формат онлайн обучения необходимы три основных параметра:

  • начало перевёрнутого обучения, 
  • гибкость
  • проектирование онлайн пространства для поддержки учащихся и обратной связи.

Начало перевёрнутого обучения  означает, что моя работа как преподавателя требует предоставления учащимся как можно более адекватной компиляции входных учебных материалов. По крайней мере, это должна быть запись вводной инструкции, которую  в противном случае можно было бы дать во время онлайн трансляции. Более полезно разбить это введение на запись небольших видеоинструкций к каждому из разделов, подтем. Таким образом, учащиеся могут целенаправленно переходить к областям, начиная изучение с видеоинструкции. В качестве дополнения полезны аннотированные списки ссылок, рекомендаций, упражнения для самопроверки или дополнительный контент. И, конечно, не все это должно быть разработано самим учителем. Кураторство как раз означает, что не всегда нужно изобретать колесо. Важнее разумно, с пристрастием подобрать уже существующий контент.

Гибкость означает, что все учащиеся не должны переходить от задания к заданию одновременно и не должны выполнять их в одинаковом для всех темпе. Те ученики, кому нужно больше времени для изучения учебного материала, должны иметь такую возможность. Те, кому нужно меньше времени для самостоятельного изучения, должны иметь такую возможность. А далее пусть самостоятельно располагают свободным временем. Или изучают дополнительный материал, или банально смотрят телевизор, выбирают другой досуг на своё усмотрение.

Проектирование онлайн пространства для поддержки и обмена, кроме подбора соответствующего контента, — является второй важной образовательной задачей в онлайн-обучении. Вы можете создать свой сайт, воспользоваться одним из сервисов для управления классом, организации обратной связи.

КАК ЭТО МОЖЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ на практике?

Последние месяцы дали нам много подсказок в организации онлайн обучения.

Помимо тестирования, организуйте опрос, узнайте у учащихся, каким они видят современное обучение. Что они хотели бы увидеть на онлайн платформе.

Вовсе не обязательно вам самим работать над подборкой содержания для новых тем. Поручите это своим ученикам. Разработайте критерии отбора.

Обсудите с учениками, как должны выглядеть, на их взгляд, эффективные открытые образовательные ресурсы.

 

Обсудите с учениками, какие цифровые инструменты онлайн тестирования, создания интерактивных дидактических единиц им больше всего нравятся. Не настаивайте на тех инструментах, которые вызывают у них отторжения.

Во всех этих вариантах самостоятельной разработки кураторского учебного контента необходимо обязательно предусмотреть индивидуальную поддержку учителем каждого ученика.

ПОЧЕМУ же ЭТИ АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕ всегда используются?

Уверен, что учителя, которые читают эту статью, скорее всего, согласятся с тем, что обучение в этих форматах значительно более продуктивно, чем классическая онлайн трансляция урока. Тогда почему же такие онлайн уроки преобладают? Вероятно, это связано с тремя основными причинами:

ТРАДИЦИОННАЯ ПОЗИЦИЯ ОЖИДАНИЯ

Значительное большинство учителей рассматривает онлайн обучение как вынужденную временную меру, о которой они благополучно забудут после окончания пандемии. Поэтому более востребованы инструменты онлайн трансляции занятий.

несовершенство цифровых инструментов и технические причины

Несмотря на то, что второе десятилетие ХХI века ознаменовалось бумом интерактивных онлайн инструментов, многое не устраивает учителя. Особенно российского, который вообще крайне обделён отечественными разработками. А если к этому прибавить несовершенство некоторых из них, техническую неготовность школ и отдельных учеников, то ситуация порой становится весьма плачевной.

ОТСУТСТВИЕ ДОВЕРИЯ К УЧАЩИМСЯ

Во время онлайн трансляции учащиеся обычно демонстрируют своё участие подключением  к видеоконференции. То, что в это время ученик просто может пойти пить кофе или играть со смарфоном, обычно не считается аргументом. Таким простым способом активность учащихся вы, конечно, не проконтролируете. Необходимо доверие к учащимся.

Доверие особенно необходимо для того, обеспечить самоорганизацию учащихся. Но технически для вас будет проще организовать обратную связь с учащимися, обеспечить персонификацию обучения.

Новый этап самообучения учителя

Безусловно, уходящий год поставил перед нами много вопросов. И творческий учитель старается оперативно найти ответы на возникающие проблемы.  Работа Дидактора в последние месяцы стала более сложной, но она стала намного интереснее. И главное внимание уделяется учителю, который понимает,  как важен эффект его присутствия в ходе дистанционного обучения его подопечных. Конечно, в то же время будет любопытно прочитать о ваших переживаниях. Напишите в своих комментариях, что вас волнует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.