Дорогой учитель!
Весной у нас было много разговоров о переходе на дистанционное обучение. Принимались поспешные решения, связанные с распространением Коронавируса. На вашу голову свалился шквал рекомендаций, требований. В разы увеличился объём не всегда знакомой и доступной информации о образовательных платформах, цифровых инструментах и многое другое. И помню те тревожные весенние дни, когда Дидактор перешёл на ежедневный режим публикаций (иногда и по две в день), желая помочь. Теперь всё очевиднее, что осенью и предстоящей зимой мы не отделаемся лёгким испугом и вряд ли удастся работать только в «живой школе».
Весной многие из нас работали хаотично, надеясь, что такого кошмара в новом 2020/2021 учебного году не будет. Но надежды не сбылись. И я обращаюсь к вам, творческий учитель, который не мыслит себя без живого общения с классом, кто нехотя отнёсся к удалёнке, будучи уверенным, что скоро этот кошмар закончится.
Наступившая осень показала, что опасный враг завоёвывает всё новые позиции. И образовательный процесс снова начинает меняться. Проще говоря, если вас попросят (а чаще потребуют) преподавать онлайн, рекомендую найти новые способы общения с учениками.
Ваше постоянное присутствие — это то, в чём многие из учеников всегда нуждаются.
И это не меняется, даже если вы обучаете их из своего домашнего кабинета или кухни, закрывшись от остальных домочадцев.
Но сделайте над собой усилие
Вы будете скучать о тех моментах, когда видите всех учеников сразу, по звуку их одновременного смеха. По тем ощущениям, когда понимание учеников вырастает в озарение лиц, и куда-то девается их недавняя скука и даже неудержимая зевота.
Поэтому, когда вас попросят преподавать онлайн против вашей воли, возьмите себя в руки и вспомните всё это. Вам предоставляется прекрасная возможность убедиться, что ваш класс жив и процветает. С первого же раза, когда вы отправляете электронное письмо классу или заходите на онлайн форум с классом, ищите свой класс. Прислушайтесь к нему. Вглядитесь в него. Не только в отдельности к каждому ученику, появившемуся на экране, но ощущите весь этот живой организм. ВАШ КЛАСС. Насладитесь этим ощущением.
Когда мы начали разрабатывать свои первые онлайн курсы, то были в неравных условиях. Кто-то никогда раньше не преподавал в строгой онлайн среде, а другой уже обладал большим опытом создания собственной образовательной платформы.
Когда мы начали планировать онлайн обучение, то часто работали по старинке. Организовывали и упорядочивали учебные материалы. Затем разбивали на этапы обучения, которые были связаны друг с другом, и в конечном итоге должны дать хороший результат.
Как только мы поняли, что учебное содержание готово, то начали думать о том, как лучше связаться с учениками. Вот тут-то всё стало гораздо интереснее, причём быстро захватило нас. Мы поняли, что долгое время не будем находиться в одном помещении с учениками. С большинством из них мы некоторое время не увидимся. Но дети полагаются на нас.
И они ждут, что мы будем давать указания, общаться с ними. Что бы это ни стоило.
«Давать указания» — ужасная фраза, когда вы преподаёте лицом к лицу. Это может быть ещё более гнусным, когда вы преподаете онлайн, потому что онлайн мир изначально построен для хранения и перемещения информации. Вы можете поделиться огромными пачками текста и вёдрами данных. Вы можете записать видеолекции. И ещё лекции. Вы можете отправлять ссылки на другие документы. И ещё ссылки, и ещё, создавая гипертексты.
Во-первых, когда вы начинаете преподавать онлайн, пожалуйста, не делайте все эти вещи. Пожалуйста, сопротивляйтесь лёгким возможностям создания такого онлайн мира.
Вместо этого просто попробуйте подключиться
Работа ваша, как онлайн учителя, не должна отличаться от того учителя, которого дети обожали и доверяли ему свои сокровенные тайны. Когда, слушали, затаив дыхание и в нетерпении поднимали руки, чтобы ответить на ваши каверзные вопросы. Устанавливайте контакт с учениками и помогите им почувствовать связь с вами в тех же измерениях, что и раньше.
Дети должны ощутить, что вы отнюдь не изменились. Вы — тот же любимый учитель, такой же немного строгий, понимающий, помогающий.
Объедините учеников друг с другом таким образом, чтобы они могли не только взаимодействовать в целях учёбы, но и понимали, что они по-прежнему тот самый неугомонный класс, по которому они скучают. Они вместе не только для решения учебных задач. Это так просто … и так сложно.
Мы немного отвлеклись, так что давайте вернёмся к вашему первоначальному классу (тому самому, когда вы выходите из учительской и по коридору направо) и подумаем, что необходимо сделать, чтобы не упустить ничего из виду.
Понимание ваших первых нескольких шагов может помочь. Возможно, вы будете использовать видеоконференцию, цифровую доску, совместную работу с обсуждением или обычную электронную почту для подключения. Великие учителя прошлого использовали классную доску и мел, разбивали детей на группы, пилили парты и рассаживали детей по одному: элементарные ресурсы организации занятий, которые часто доказывают, что на самом деле не имеет значения, чему вы учите, пока вы понимаете, что вам необходимо создать адекватные или эффективные условия для взаимодействия. В конце концов вы просто рассаживаете учеников так, чтобы они не отвлекались на уроке. В обычном классе часто это работает.
Наличие этой глубокой мотивации организации эффективного взаимодействия поможет вам справиться с тем, что обычно приходит в первую очередь: разочарованием. Всё будет не так, как вы хотите. Вы начнёте гуглить «как надо организовать …?» или свяжетесь с коллегой по электронной почте (телефону) и попросите о помощи. Однако если вы начинаете испытывать чувство разочарования, наберитесь мужества: именно так вы узнаете, что преподаете онлайн.
Именно так вы узнаете, что не утратили желания учить и учиться в первую очередь.
Мы не должны преуменьшать проблему. Нужно признать, что думать о цифровых инструментах менее важно, чем осознание того, что мы не должны потерять тот накопленный потенциал, над которым работали в классе лицом к лицу. Сначала инструменты, которые вы выберете, займут всё ваше пространство. Вы будете их осваивать, радоваться личным открытиям и огорчаться их несовершенству.
Но скоро, освоив эти сначала непонятные цифровые инструменты, вы будете видеть только своих учеников. Их личности вернутся к вам. И вы обнаружите в них много нового. Некоторые ранее молчаливые или тихие ученики вдруг заговорят на вашем онлайн уроке. Некоторые ранее отстававшие ученики могут выскочить в лидеры.
Вы обнаружите новые вещи, которые не могли бы сделать в автономном режиме. Ученики покажут себя так, как они иногда не хотели бы, стесняясь, или не могли бы в автономном режиме. Решая учебную задачу, они будут идти на риск, на который они никогда не пошли, если бы находились в обычной классной комнате рядом с другими. Вы сможете оценивать их учебную деятельность по-новому, что в итоге обеспечит лучшую обратную связь.
Конечно, об этом легко говорить, но мы понимаем, что в решении каждой нашей новой профессиональной проблемы десятки шагов. Но я уверен, что если вы готовы задавать вопросы по ходу освоения, если вы готовы забивать поисковые системы своими вопросами и смотреть видео, обучаться на вебинарных площадках по ходу дела, вы подхватите главную идею, главную нить своего прежнего, неповторимого авторского стиля обучения. Вы не потеряете себя. Вы станете для учеников тем же вдохновляющим и немного таинственным учителем.
Когда вы находитесь в обычном классе и преподаёте географию или химию, часть действия на уроке протекает в пространстве этих предметов, а часть действия (хорошо, если это бóльшая часть действия) протекает в общении. Общении и того, что дети получают друг от друга и от вас. Порой это не имеет никакого отношения к вашему предмету. Но это не менее важно.
То же самое справедливо и для онлайн-среды. Находясь в этом виртуальном пространстве и общаясь с учениками в качестве учителя, вы не только загружаете их предметным содержанием. Они должны вынести из ваших онлайн уроков нечто большее. Даже если вы не пользуетесь новыми для вас инструментами идеально.
Более того, когда вы снова отключитесь от сети, и когда войдёте в свой старый, знакомый до каждой щербинки, класс, вас ждёт еще один сюрприз. Вы вдруг обнаружите, что вам хочется сохранить часть того, что нашли в этой онлайн пустыне. Вы можете использовать полученные результаты по-новому. Можете найти новые подходы к каждому ученику. Или предоставить им возможность показать своё мышление такими способами, которые они и вы раньше не могли себе представить.
И вы сами будете совершенно новым, точнее обновлённым учителем, ещё более интересным для своих учеников.