В комментарии к предыдущей статье Ирина предвосхитила мои нынешние размышления о творчестве учителя.
Итак, если творчество — это создание чего-то нового, то ЧТО именно должен создавать учитель? И насколько творчество учителя как МЫШЛЕНИЕ соотносится с формулой «творчество учителя как ТАЛАНТ»?
Последние нормативные документы, к сожалению, нарушают разумный баланс между формальной оценкой теоретических знаний педагога и оценки качества его работы, оценки его педагогического таланта.
Я знаю десятки, а может и сотни, педагогов, недостаточно разбирающихся в современных многочисленных методиках, а чаще всего в новомодных терминах, но показывающих и разовые великолепные уроки, и замечательные результаты обучения и воспитания учащихся.
Ответ прост: такого учителя природа одарила ТАЛАНТОМ.
Многое в своей работе такой учитель делает на уровне ИНТУИЦИИ. Часто даже не может объяснить, почему он так делает.
Членам аттестационных комиссий очень важно разглядеть в часто волнующемся и косноязычном при пристрастной проверке учителе его самобытный талант, его педагогические способности.
Через год после смерти замечательного педагога-психолога Вадима Андреевича Крутецкого в 1992 вышла его последняя книга «Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития».
В ней обобщены и описаны основные педагогические способности:
Дидактические способности — способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
Речевые способности — способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
Организаторские способности — это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
Коммуникативные способности — способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Многим учителям такие способности даны от природы. Иногда не все перечисленные способности. Но есть и те, кто терпеливо воспитывает в себе эти качества.
Действительно, учитель-творец. Но он, как правило, не создаёт новые образовательные технологии и методики.
Талантливый учитель — это отличный ИНТЕРПРЕТАТОР таких технологий и методик.
«Отец современной теории творчества» Элис Пол Торренс описал следующие признаки педагогического творчества:
- Признание и применение возможностей, которые ранее были не признаны или не использованы.
- Уважение и принятие желания учащегося работать самостоятельно.
- Умение не мешать творческому процессу школьников (студентов).
- Способность предоставлять учащимся свободу выбора в области достижения целей и приложения его навыков и сил.
- Уместное применение индивидуальной учебной программы по отношению к обучающимся с особенными способностями.
- Создание условий, необходимых для достижения тех или иных целей.
- Умеренное поощрение и похвала.
- Исключение любого давления на учащихся. Уважение к каждому.
- Проявление и приветствие энтузиазма.
- Создание условий для взаимодействия «сильных» учащихся с менее успевающими.
- Оказание посильной авторитетной помощи обучающимся – особенно студентам (школьникам) с мнением и точкой зрения, отличной от других.
Парадокс заключается в том, что талантливый учитель даже не замечает, что он обладает такими замечательными качествами