Три основных модели и три подхода в обучении

В научно-педагогической литературе  появляются всё новые и новые  «модели обучения». Их количество растёт в прямой пропорции по мере выхода новых монографий и защиты очередных диссертаций.

Это часто сбивает учителя с толку и не даёт возможности определиться, как работать эффективно и по-современному.

Несмотря на всё обилие можно чётко выделить три основных модели обучения. Реальные отзывы о препарате сиалис софт

ПАССИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Это так называемая субъект-объектная связь.

model11

Субъект обучения — учитель. Объект обучения в данной модели — весь класс.

Учителя, выбравшего такую модель обучения, как правило, мы называем УРОКОДАТЕЛЕМ.

Для него весь класс — сплошная серая масса. В лучшем случае он может выделить тех учеников, которые доставляют ему неудобства своим неповиновением. Или наоборот, безропотно выполняющих все распоряжения.

У такого учителя может быть хорошая дисциплина.

74942034_2564540_photo_tutor

Одного его взгляда достаточно, чтобы ученик боялся даже громко дышать на уроке.

У него может быть хорошая успеваемость. Но не потому, что учитель увлекательно и доступно преподаёт. А потому, что ученик боится ДВОЙКИ

88181685_deti

и всех её последствий.

Между таким учителем и учениками — стена недоверия.

АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

К счастью, учителей, придерживающихся модели пассивного обучения, в школе немного. Они, как правило, ищут места поспокойнее.

Большинство учителей придерживаются модели АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.

model21

Это тоже субъект-объектная связь. Но объектом обучения является каждый ученик.

Конечно же, переживающему за учебный процесс учителю, не всё равно, кто перед ним сидит. Он ищет путь к каждому слабому ученику.

1343035886_1319113579_professiya_uchitel2

Учитывает его особенности восприятия учебного материала. Он делает всё, чтобы и сильный ученик не скучал на уроке. Предлагает ему дополнительные задания, дополнительный материал.

Однако индивидуальный подход в обучении в условиях обычной школы — из области фантастики. Учитель физически не готов постоянно работать в таком режиме.

Да и продуктивность такого обучение в последнее время резко уменьшилась.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В современных условиях информационной перенасыщенности наиболее эффективным является третья модель ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.

MODEL3

Это субъект-субъектная связь обучающего и обучаемых. Ученик — тоже субъект обучения. Учитель стремится к повышению самостоятельной познавательной активности учащихся.

DSC00128

Он выступает больше не как источник информации, а как организатор, координатор учебной деятельности детей.

И тут главное найти наиболее эффективные модели интерактивного обучения: работа в микрогруппах, проектная деятельность и т.п.

ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ.

Каждой из моделей соответствует свой подход в обучении.

1. Для пассивного обучения — это знаниевый подход. Причём чаще всего — силовыми методами.

Prozaiskas-lietas-8

Я имею в виду не физическое (не дай бог!), а моральное воздействие.

2. Активному обучению соответствует задачный подход. Учитель шаг за шагом ставит перед учениками посильные дифференцированные учебные задачи.

58654053_1

То есть выстраивает некий алгоритм обучения.

3. Интерактивному обучению соответствует деятельностный подход в обучении.

0006-006-Menja-uchat

И главная забота учителя — создать максимально комфортные условия такой учебной деятельности.

Итоги

Разумеется, в педагогической практике учитель редко проповедует лишь один подход в обучении. Для организации интерактивного обучения, к примеру, необходим определённый базовый уровень знаний, который достигается наиболее простыми методами запоминания, а то и зазубривания.

Часто для систематизации знаний необходим чёткий алгоритм обучения. Тогда учитель использует задачный подход.

Однако по предпочтениям можно судить о квалификации учителя и, если хотите, его профессиональной пригодности.

Главное, не ставить учителя в жёсткие рамки. Он вправе выбрать себе свой ПУТЬ в зависимости от личных пристрастий и личностных качеств.

Комментарии к “Три основных модели и три подхода в обучении

    • Красильникова Светлана Николаевна говорит:

      Есть над чем поразмышлять в очередной раз …Спасибо!

  1. ирина говорит:

    Это всё давно известно, хотя представлено ярко и образно. БОльшую пользу принесут примеры технологии использования, в частности, интерактивного обучения. Как его организовать в группе, где 35 и более обучаемых?

  2. Pokhodnya Natalya говорит:

    Ни в одном словаре не нахожу «знаниевый», «знаниевый подход».

    • Георгий говорит:

      Здравствуйте, Наталья! А зачем вы ищете в словаре? Это авторское видение. Часто авторы даже слова, термины свои придумывают. Главное, донести смысл.

  3. Ирина говорит:

    Георгий , вы не правы, в магистратуре о «знаниевом подходе» рассказывают сами профессора

Добавить комментарий для Pokhodnya Natalya Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.