Техника педагогического общения

teachersУ  каждого учителя в практике встречались такие уроки, которые проходили не так, как планировались. Казалось, все, что зависело от учителя, было сделано. Составлен подробный план урока, продуманы разнообразный опрос, любопытные находки по изучению нового материала. Столько сил потрачено, а урок не получился. Учитель недоволен. Не было должной отдачи. Класс плохо работал, не проявил ожидаемого интереса к уроку. Почему?..

Успешная работа учителя невозможна без овладения техникой педагогического общения. К сожалению, в научно-методической литературе больше описываются общие принципы, но крайне мало конкретного описания приёмов данной техники.

атакаКОММУНИКАТИВНАЯ АТАКА

коммуникативная атака — завоевание инициативы в общении и целостный коммуникативный перевес, что впоследствии обеспечивает управление общением с классом.

Вспомним изречения великих мыслителей.

«Почти во всех делах самое трудное — начало»,-

считал Ж.Ж. Руссо.

А Г. Мильор гениально заметил: «Второй возможности произвести первое впечатление не представляется».

Чаще всего урок не получается от того, что ученики так и не настроились на «нужную волну»…

Мы заходим в класс, а накануне был урок физкультуры. Стоят взъерошенные маль­чишки с раскрасневшимися щеками, несколько девочек не успели переодеться и опоздали… Все возбуждены.

Другая ситуация: перед вашим уроком ученики два урока писали контрольную по математике. Сидят усталые, с отрешенным видом. И так далее, и так далее…

Каждый раз перед нами стоит конкретная проблема, требующая эффективного разрешения. Необходимость яркого начала урока невозможно переоценить.

Первые минуты особенно тяжелы и для говорящего и для слушающих. Педагог, конечно, волнуется. Очень плохо, если это чувство вовсе исчезло. Но с другой стороны, и дети еще не включились в работу, что вполне закономерно. Поэтому замечания в адрес учеников в этот момент неуместны. Замеча­ние целесообразно только тогда, когда учитель уверен, что его поддержит коллектив.

Нужны впечатляющие слова, действия, и класс не только сам настроится «на волну» преподавателя, но и заставит замолчать того, кто мешает слушать. Привычное начало урока или знакомство нового учителя с учащимися с помощью журнала навевает скуку, провоцирует ребят на нару­шение дисциплины.

Банальное начало создает впечатление, что не будет сказано ничего нового, и слушать перестают сразу. И, наоборот, увлекательное начало, интересные фразы учителя привлекают, рождают интерес.

«Сейчас вы узнаете, что овладеть очень сложным мате­риалом на уроке будет невозможно, если…»

«А знаете ли вы, что …»

Нестандартное начало занятия вызывает интерес к преподавателю, к тому, что он будет говорить.

Опытный учитель начинает урок с «коммуникативной атаки». Ему необходимо в кратчайшие сроки войти в контакт с классом, создать единое информаци­онное поле.

Эффективность восприятия материала будет выше, если в начале изложения высказать мысли, созвучные настроению подростков. Опытные преподаватели, как правило, имеют несколько заготовок. Они стараются быть готовыми к любым неожиданностям.

klass

ЗНАКОМСТВО С КЛАССОМ

Если вы идете в незнакомый класс, постарайтесь про­извести наиболее благоприятное впечатление. Ученики будут ловить каждое ваше слово, внимательно следить, как вы одеты, как вы двигаетесь. Первый урок во многом предопределяет дальнейшую вашу работу в этом классе.

В одной из книг, описывающих социоигровые приёмы, нашёл очень эффективный приём:

вместо банального, скучного и совершенно бесполезного знакомства по журналу, попросите класс представиться. Пусть каждый ученик расскажет о своём соседе по парте.

Я вдруг заметил, как ребята смущались. Им было совсем небезразлично, что скажут их одноклассники.

И, конечно, представьтесь и вы. Не стесняйтесь сказать о своих заслугах, наградах, достижениях.  Пусть даже не связанных с Вашим предметом.

Помню, как мои ученики гордились тем, что их учитель (ваш покорный слуга) написал монографию о Бендерской крепости, а затем защитил диссертацию. Это работало на авторитет учителя, на доверительное отношение с ребятами.

Несколько эффективных приёмов педагогического общения встречаются в книге А.Гина. Приёмы педагогической техники.

РОЛЬ «АДВОКАТ»

Как и  предыдущие приёмы, приём «адвокат» следует отнести к организационным. Это почетная для учеников и уважаемая роль. Все жалобы учащихся по домашнему заданию (непонятно, слишком много и пр.), не совсем усвоенный материал и т.д. передаются через «адвоката».

А он защищает их интересы. Это позволит учителю сэкономить время, не выслушивая, порой одни и те же жалобы учеников. Конечно, эта роль может состояться как следует, если учитель будет к ней серьезно относиться и даст «адвокату» полностью реализовать свои права.

Тут же возможен разбор жалоб на оценки за письменные работы и т.д. Многие жалобы могут не дойти до учителя, если «адвокат» сам достаточно подготовлен по данному предмету. Он способен сам объяснить «жалобщику» несостоятельность «претензий».

РОЛЬ «ПСИХОЛОГ»

«Адвокат» не способен решить все вопросы. Иногда появля­ются проблемы этического характера во взаимоотношениях между учителем и учеником. Это напряжение поможет вам снять классный «психолог», который в тактичной форме может оценить поведение на уроке и сделать при необходимости замечание любому участнику урока, в том числе и учителю.

Не стоит опасаться подвохов и замечаний в свой адрес, если вы стремитесь к созданию дружественной, доверительной атмосферы на уроке. Если ваше замечание какому-то ученику было сделано не совсем тактично и «психолог» обратил на это внимание, то ваше извинение перед учеником будет воспринято с пониманием.

Кого-то вы обещали спросить на уроке и забыли, а «психолог» вам напомнил…

Кого-то продержали минут 5 у доски после того, как он уже ответил…

СОВЕТУЙТЕСЬ!

По всем сложным вопросам, проблемам отношений с клас­сом на всех этапах урока советуйтесь с детьми. Убедите учени­ков, что их мнение значимо для вас. Однако, чтобы не поста­вить себя в затруднительное положение, не устраивайте голосо­вания. Лучше обсудите с учениками вашу общую проблему и предложите несколько вариантов решений, учитывая и предло­женные ребятами.

Следует сразу предупредить их, что все-таки последнее слово за вами, хотя вы, безусловно благодарны им за совместное обсуждение. Такое обсуждение тем эффективнее, чем сознательнее относятся ученики к учебному процессу. От взаимного обсуждения выиграют обе стороны: и учитель, и ученики. Одна существенная оговорка.

Все должно быть честно. Никакой фальши со стороны учителя. Дети ее очень быстро улавливают и не прощают.

В противном случае лучше вообще не обращаться к классу за советами.

РЕЗЮМЕ

Ученики письменно отвечают на серию вопросов, отра­жающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Типовые вопросы

  • Что нравится на уроках?
  • Что не нравится?
  • Можешь ли учиться лучше по предмет}’?
  • Что мешает этому?
  • Какие действия учителя считаешь неправильными?
  • Поставь отметку учителю по 10-балльной системе. Обоснуй ее.

Иногда подобный шаг трудно сделать. Но если учитель творчески относится к работе и заинтересован в ее улучшении, подобный опрос раз неделю или в месяц весьма полезен.

MI-064-0266

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГНЕВ

О праве учителя на эмоционально выражать своё возмущение перед учениками писал ещё А.С. Макаренко.

Не подумайте, пожалуйста, что я вас призываю вместо ровного голоса к громовому стуку кулаками по столу, крику и т.д…

Когда нужно, негодование может делать больше, чем даже ласка, потому что в негодовании вы проявляете себя как гражданин, как человек и представитель учреждения, как представитель идеи, как представитель права, вы отстаиваете что-то большое. А что вы представляете собой, когда вы гладите по головке?

А.С. Макаренко

Но право на «гнев» надо заслужить.

Если учитель не пользуется авторитетом у ребят, то его гневные тирады очень жалки.

Комментарии к “Техника педагогического общения

  1. Артем говорит:

    Не могу удержаться и не напомнить вам еще об одном приеме для привлечения внимания, который мы с вами, Георгий Осипович, обсуждали.

    «Байки».
    В менеджменте и в теории лидерства часто говорится о том, что лидер должен быть рассказчиком. У него должны быть интересные истории на все случае жизни.

    Мне кажется, что с опытом педагог должен накапливать эти истории и умело применять их.

    А вы знаете, что американцы НЕ тратили 1млн долларов на ручку, которая пишет в невесомости? Хотя про это часто любят вспоминать…

    А вы знаете, почему в России ширина ж/д колеи больше, чем в Европе?

    Что будет если я уроню этот мел с 5 этажа?

    Почему скрип мела по доске такой неприятный?

    Прострелит ли китайский автомат китайский бронежилет?

    В офисной субкультуре есть десятки и сотни «менеджерских баек». В педагогике интересных историй по теме любого урока наверняка больше!

    • georgii говорит:

      Спасибо за «байки». Если говорить языком методистов, то, действительно, хорошо, когда у учителя-Мастера целая коллекция проблемных ситуаций по своему предмету. И у многих педагогов они есть. Я больше работал в старших классах. И уже был готов к той или иной реакции учеников по какой-то проблеме. У меня были заранее подготовленные репризы. И этого не надо стесняться. Хорошие актёры очень много репетируют, прежде чем блестяще сыграть роль.

  2. Батаева Лариса говорит:

    Большое спасибо за материал. Социоигровые моменты важны — это жизнь учителя, проявляющаяся в заданной им игре по добыванию знаний. Дети и учителя, как правило, игроки. О правилах социальных игр именно на уроке мы знаем не очень много, к сожалению. Маленькие техники просто необходимы, а еще лучше — учить педагогов этим техникам на тренингах. Спасибо!

  3. Лидия говорит:

    Очень интересная и познавательная статья. Спасибо. Многое взяла для своей работы. Можно вопрос? Кто такой Мильор А.Г.? В интернете ничего не нашла. Спасибо.

Добавить комментарий для Елена М. Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.