О вреде или пользе ЕГЭ писалось много, слишком много. Как всегда, проблема забалтывается, но… она остаётся. После ЕГЭ-2011 мы узнали новые факты злоупотребления и коррупции во время сдачи экзаменов. Они стали ещё более изощрёнными и никуда не исчезли, несмотря на принимаемые жёсткие меры.
Без сомнения, ситуация в корне не изменится и на следующий год, если не взглянуть на ЕГЭ со стороны. Можно сделать однозначный вывод:
- ЕГЭ способствует консервации традиционных методов обучения и противостоит инновационным технологиям обучения.
- ЕГЭ противоречит идеям гуманизации образования.
- По сути ЕГЭ способствует консервации той школы, которую мы критикуем и хотим изменить.
Этот консерватизм заключается в насильственном навязывании малополезных знаний.
В своё время один из сатириков перефразировал известный афоризм: «ЗНАНИЕ — СИЛОЙ!» От развивающих форм обучения, мы вновь возвращаемся к вдалбливанию знаний, натаскиванию. Вся образовательная деятельность в школе теперь подчинена одному: ЕГЭ.
Вектор образования в новом тысячелетии был определён ещё в 2000 году на международном педагогическом форуме под эгидой ЮНЕСКО в Сенегале. Известный педагог с мировым именем Г.А. Рудик образно представляет резолюцию форума так:
«Образовательное учреждение – склад бриллиантов. Каждый обучающийся имеет доступ в это помещение и набирает ровно столько алмазов, сколько пожелает. Никто не имеет право ему насильно впихивать сокровища. Но и никто не имеет права на выходе проверять, сколько же алмазов он набрал»
Между тем насильно навязываемая ноша знаний многим выпускникам не под силу. Негативные последствия такой ситуации очевидны.
Печальная «преемственность» продолжается в высшем образовании, где в ряде вузов студенты изучают то, что в будущем им совершенно не нужно. Не найдя себе применения по специальности, такие выпускники (особенно провинциальных вузов) пополняют отряд безработных или идут торговать, таксовать и т.п.
Яркий показатель — сфера бизнеса, где во многих фирмах ценят не красивые дипломы, а СПЕЦИАЛИСТОВ, зарплата которых зависит не от корочки, а от полезности и востребованности.
Как бы наши потомки, с высоты своих лет, глядя на нынешние реформаторские конвульсии в образовании, не говорили о времени утраченных возможностей.
«Нет большего цинизма, чем воспитывать одно поколение в качестве удобрения для последующих» А.Герцен.
Недавно на радио слушал программу про ЕГЭ и в студию звонили люди с традиционными формулировками «… ЕГЭ плохо… то ли дело в наше время… традиционная советская школа… все потеряли».
И ведущий у каждого пытался выяснить — что было хорошего в советской школе. Что такое «закон Ома», почему «Екатерина — луч света в темном царстве» и т.д. И никто не мог ответить.
Методика не имеет значения! Кому не нужно — тот и в советской системе образования НИЧЕГО не получил. Мне кажется проблема ЕГЭ в том, что директоров и учитилей теперь судят по результатам ЕГЭ. Проблема в том, что школы вынуждены позволять списывать и мошеничать, чтобы получить нужный бал и пройти аттестацию, не иметь проблем с министерством.
«проблема ЕГЭ в том, что директоров и учитилей теперь судят по результатам ЕГЭ»
Согласна на все 100!
Как за деревьями не виден лес, так с ЕГЭ забыли про учеников. Какчество и коликчество требуют с учителя, с директора — ученики (бОльшая масса) не заинтересованы в результате. А видя всю грязь во врея ГИА-ЕГЭ, вообще разучиваются «хотеть учиться»: зачем, если всё и так дадут — кому за деньги, кому за бесплатно «трояк» подарят…
В Уставе школы нигде не прописана ответственность учащегося (и родителей) за результаты обучения — подразумевается, что все они хотят поступить в престижный ВУЗ?
ЕГЭ по математике — это издевательство над здравым смыслом, над личностью учащегося и имеет исключительно фискальный характер. С диагностикой достигнутости или нет образовательных целей средней школы испытуемыми ЕГЭ по математике практически не связан. Более того, последний ЕГЭ по математике и списывание участниками свидетельствует об антиномичности поведения испытуемых воспитательным целям. Хотелось бы напомнить курьез с Э.Галуа во время вступительных экзаменов, когда молодой математик, заподозрив экзаменатора в издевательстве над испытуемым из-за легкости задаваемых вопросов, запустил в лысину экзаменатора тряпкой для работы у доски. Нашим школьникам недостает смелости гения-математика, тряпки и составителей заданий…