ШКОЛЬНАЯ ДИСКОТЕКА. Ностальгические размышления

disko2

Время от времени в Интернете мелькают сообщения о школьных дискотеках и, как правило, с негативным фоном. Большей частью они появляются как альтернатива вечерним и ночным дискотекам, куда путь школярам заказан. Но печально смотреть на многочисленные фото и видеосюжеты о подобных тусовках…

Безусловно, дело это нужное. Организация досуга учащихся на базе школы — весьма частое явление. Однако не может не беспокоить не только неуклюжее копирование некоторыми подростками безобразного поведения своих старших товарищей.

Организация школьных дискотек стала весьма доходным бизнесом.  Многие руководители школ поддаются назойливым предложениям предпринимателей кустарного шоу-бизнеса. За соответствующую плату они берут на себя не только установку оборудования, но и проведения данного увеселительного мероприятия.

Хочу не только высказать мнение о школьной дискотеке, но и поделиться воспоминаниями моей педагогической юности. Быть может этот опыт «советского прошлого» может пригодиться нынешним организаторам школьного досуга.

Какой должна быть дискотека?

1. Школьная дискотека должна быть инициирована самими учащимися.

В далёком 1978 году  в пригороде Тирасполя (Молдавия) была создана, пожалуй, первая в СССР школьная дискотека. По крайней мере ничего подобного я не встречал, и не у кого было поучиться. Возникла она случайно. Как-то на внешкольном мероприятии, готовил ответ на вопрос ребят о том, кого называют королём рок-н-ролла.

Решил не только рассказать, но и сопроводить несколькими рок-композициями и слайдами. И вдруг ребята загалдели: «Давайте будем регулярно встречаться!»

2. Школьная дискотека должна создаваться, прежде всего, самими ребятами.

Оформление помещения делали своими силами.

Один из школьников учился в художественной школе. Он подготовил замечательные панно.

Зеркальный шар сделали из… лунного глобуса. Направляющий луч запускался из эпидиаскопа. В качестве крутящего механизма использовали движок, вращавший новогоднюю ёлку. И все это благодаря смекалке ребят.

3. Дискотека должна быть тематической.

По сути мы создали дискоклуб. Ни разу мы не собирались только потанцевать. Всегда первая часть была посвящена какой-то теме. Причем не только музыкальной. Во второй части — танцы, конкурсы.

Что больше всего запомнилось?

  • литературно-музыкальная композиция, посвящённая героям Малой Земли. В нашей школе открылся театральный кружок. Его вёл молодой актёр местного драмтеатра. Кульминацией композиции была фонограмма с песней В.С. Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов». Представляя эту композицию ветеранам, мы волновались: как воспримут ветераны нестандартный голос нашего великого барда, который был в немилости у власть предержащих. Реакция не заставила себя ждать. Ветераны вытирали слёзы.
  • дискоопера «Волк и семеро козлят на новый лад». Это был известный мультипликационный мюзикл. Слова Ю. Энтина мы оставили, но подобрали под каждую партию фонограммы из альбомов известных ансамблей. Причем так удачно, что стихи очень хорошо легли на новые мелодии. Вместо речитатива исполнители пели.  С этой дискооперой рябята выступали не только в родных стенах. Их охотно приглашали в другие школы и даже в детские сады.
  • фестиваль бардовской песни. Сначала мы хотели организовать внутришкольный конкурс. Однако ко мне подошли несколько молодых людей, явно старше школьного возраста. Попросили: «нам не нужны награды. Просто хотим выступить».  Мы дали им такую возможность. Это событие запомнилось многим.
  • ежемесячные вечера вопросов и ответов. В фойе школы устанавливался ящик. Любой желающий мог оставить вопрос на любую тему. Это было время дефицита информации. Вопросы были разнообразные. И о известных и мало известных исполнителях, и о марках автомобилей и мотоциклов и о многом другом. Приходилось пропадать в библиотеках, искать ответы. Многие вопросы были посвящены школьной жизни: о работе столовой, о сменной обуви, неудобном расписании. Директор школы или его заместители приходили на заседание дискоклуба и отвечали на вопросы ребят.

4. Дискотека может стать центром внеклассной жизни.

Это клуб выходного дня, аккумулятор новых идей.

  • Прихожу в учительскую и вижу загрустившую коллегу-филолога: «Мы с ребятами готовились, готовились, а на литературный вечер пришло лишь трое человек».

Так родилась идея создания литературно-музыкальной композиции «Стихи А. Блока и В. Маяковского о революции». Мы убрали чтецов в угол сцены. Выступая, они не комплексовали. Каждый стихотворный отрывок сопровождался световым оформлением и фонограммой: залпом «Авроры»,  ружейными выстрелами и криками штурмующих, завыванием ветра, музыкальными заставками.

  • Позвонили из местной швейной фабрики. Хотят прислать свою сотрудницу с лекцией о моде. Вместо скучного монолога родилась идея демонстрации моделей под фонограмму, с комментариями специалиста. Были довольны не только ребята, но и сами манекенщицы, которые попросили пригласить их еще раз.
  • Многие ученики, ходившие в музыкальную школу, цирковую или танцевальную студию сами просились выступить перед своими товарищами. Каждый раз мы готовились к этому тщательно, чтобы не возникло разочарования как у выступающих, так и у зрителей.

5. Учителя не должны стоять в стороне.

Не быть надсмотрщиками. Они должны участвовать в работе дискоклуба, как в подготовке заседаний, так и в их проведении. Ненавязчиво мы формировали вкусы ребят к хорошей современной музыке, к отечественной песенной классике.  Как результат нашей кропотливой работы — замечательный вечер, посвящённый творчеству И.О. Дунаевского.

Дискоклуб получил поддержку не только руководителей школы, но и родителей, и даже районных властей. Вместо допотопного транзисторного магнитофона и низкочастотного усилителя нам подарили шикарный стереомагнитофон и профессиональный усилитель с мощными колонками. Работать стало комфортнее и ответственнее.

Сейчас другие времена. Многие школы обладают замечательным оборудованием. Создать эффективный и носящий воспитательный характер дискоклуб вполне посилен инициативным учителям и ученикам. Даже без помощи угодливых шоу-мэйкеров.

Итак,

любое новшество должно сопровождаться «сверхидеей». Школьная дискотека изначально должна создаваться не только как средство для развлечения и увеселения подростков. При разумном подходе  это новый уровень школьного менталитета.

Рубрики: Воспитание, Проблемы современной школы, Цифровая дидактика

Один комментарий к “ШКОЛЬНАЯ ДИСКОТЕКА. Ностальгические размышления

  1. Светлана говорит:

    именно так мы проводим наши дискотеки:) Все детям нравится и учителя совсем не устают от такой нагрузки: наоборот, мы там отдыхаем и сближаемся с нашими детьми, потому что каждый из нас узнается с другой стороны, чего не может произойти на уроках….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.