Школьная библиотека. Проблемы и перспективы

b1

Как известно, на Всероссийском педагогическом собрании Владимир Путин заявил: «Нами принято решение ввести новую должность — педагог-библиотекарь». Премьер-министр подчеркнул, что необходимо придать новый статус школьным библиотекарям (подробности читайте на сайте РИА Новости). Конечно, нельзя не приветствовать такое решение. Однако возникает ряд вопросов по его реализации.

Разумеется, речь идёт не только о кадровых изменениях, но и совершенно новом качестве школьной библиотеки, которая должна стать мощным информационно-учебным комплексом. А тут возникает комплекс проблем, решение которых требует гораздо больших усилий, чем повышение зарплат.

Прежде всего, беспокоит материальная база библиотек. В Дидакторе не раз писалось о ветхих школьных зданиях российских провинциальных школ. Помещения для школьных библиотек подбираются по остаточному принципу. Ситуация вряд ли изменится, учитывая «демографический бум», открытие новых классов, которые, наоборот, могут потеснить библиотеку.

Несколько лет назад школьные библиотекари обучались специальной автоматизированной информационно-библиотечной системе (АИБС) «МАРК-SQL». Конечно, хорошо, что они  овладели компьютером. Но современная библиотека — это не просто книгохранилище. Не один служебный ПК должен быть в библиотеке, а гораздо больше: 10-20 с удалённым доступом в Интернет, с большой медиатекой для учеников и учителей. Сами библиотечные помещения, а может быть даже отдельные здания должны привлекать детей своей многофункциональностью.

Таким образом, проблема не только школьной, но и детской библиотеки вообще должна решаться кардинальным образом.

800px-Cerritos_Library_as_seen_from_the_Cerritos_Veterans_Memorial

Есть замечательные примеры других стран. Публичная библиотека города Серритос (штат Калифорния, США) известна на весь мир.  Прежде всего, она ориентирована на молодёжь. Библиотека обладает 200 компьютеризированными рабочими местами и 1200 портами для ноутбуков.

b2

Библиотека впечатляет не только архитектурным футуризмом. Здесь  организовано мультимедийное обучение,  сочетающее печатные материалы с web-ресурсами. Пользователи библиотеки могут использовать собственные  планшетные компьютеры и ноутбуки для подключения к информационной среде  библиотеки в целях обмена данными и взаимопомощи. Если поиск необходимой информации вызывает затруднения, по аудиосвзязи можно связаться с библиотекарями. В отличие от обычного нашего понимания библиотечного работника, они не сидят на месте. Вооружившись  беспроводными гарнитурами и   планшетными компьютерами, сотрудники библиотеки Серритос  всегда в зале. Они готовы подойти и помочь.

b3

Библиотека ввела пластиковые карты Smartcard для регистрации книг и  упрощения электронной  доставки данных и загрузки видеоинформации.  Разработанная  с помощью  компании HewlettPackard технология интеллектуального здания обеспечивает защиту материалов и контроль над ресурсами.

b5

Детская библиотека включает в себя морской аквариум с коралловыми акулами и другими экзотическими рыбами.

b4

В здании можно полюбоваться пространственными моделями, макетами  ископаемых рептилий, посетить детский театр, комнату декоративно-прикладного искусства, зайти в специальные помещения, где можно заняться моделированием атмосферных изменений в различных географических широтах.

800px-“Illuminations”_Rear

Впрочем, среди самих посетителей этой уникальной библиотеки есть и недовольные. Их доводы:

  • Высокая плата для незарегистрированных пользователей ($ 100).
  • Многочисленные экскурсии по помещениям библиотеки жителей и гостей города, в том числе и по читальным залам. Что мешает пользователям.
  • Сильный шум, разговоры среди посетителей и детей.
  • Библиотека стала местом проведения различных общественных мероприятий, особенно из близлежащих школ, а не местом тихого обучения и чтения.
  • Привлечение внимания внешними эффектами, а не информационным содержанием.
  • Библиотека стала региональной туристической достопримечательностью, что мешает во многом ей быть качественным локальным информационным ресурсом.

Впрочем, ничего не мешает воспользоваться, прежде всего, полезным.

Знаю немало школ, где руководители серьезно относятся к школьной библиотеке и создают её работникам и школьникам максимально возможные комфортные условия. Но есть и целый ряд других печальных примеров, которые лишний раз подтверждают необходимость комплексного решения вопроса школьных библиотек.

Рубрики: Проблемы современной школы, Цифровая дидактика | Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.