Опубликовано

  • 17.08.2012
  • в 05:00 ДП
  • Георгий

Школа-парк в России. Война со стереотипами

1


Авг17

balaban1

Профессиональный интерес учителя к альнернативным системам обучения, частным методикам всегда повышается на летних каникулах, когда чуть-чуть больше времени.

О так называемой «парковой технологии обучения» или «школе-парк» на рубеже XX — XXI веков наши СМИ писали много.

Автор этой революционной образовательной системы Милослав Александрович Балабан.

По его инициативе в нескольких школах г.г. Москвы и Екатеринбурга были открыты федеральные опытно-экспериментальные площадки.

Никаких оценок, домашних заданий, разделения на классы, расписаний и даже конкуренции – каждый равняется только на себя!

Любой педагогический эксперимент предполагает, прежде всего, новаторские организационные формы обучения. В школе-парк — это набор открытых разновозрастных студий.

Учащиеся парк-школы не делятся на классы, и при этом каждый из них самоопределяется по отношению к каждой студии: либо он является её постоянным членом (членом «команды»), либо клиентом, либо посетителем (гостем).

Это школа полного дня. Парк-школа работает 5 или 6 дней в неделю, причем занятия организуются блоками по 2-3 академических часа, соответственно 3 или 2 блока в день. Составляется учебный план, где недельный бюджет времени, обеспеченный финансами, распределяется между студиями.

Педагогический эксперимент был свернут в 2007 году. Причины банальны. Концепция альтернативного образования вступает в неразрешимое противоречие с набирающим силу жестким администрированием.

Принятые ФГОСы также противоречат самой сути альтернативной школы.  Любой чиновник районного или городского управления образования может признать такую школу несоответствующей принятым стандартам.

Педагогический эксперимент предполагает его социализацию, распространение. Увы! Школам-паркам не цвести на просторах России.

После ярких примеров, мощного пиара, издания книг и защиты диссертаций  наши чиновники благополучно забывают о результатах эксперимента (как положительных, так и отрицательных).

Многолетняя война со стереотипами в образовании проиграна.

Как и многие другие педагогические эксперименты, так бурно проводившиеся в последние 20 с небольшим лет, парк-школа приходит постепенно в упадок. Ушли из жизни М.А. Балабан, А.Н. Тубельский, руководитель «школы самоопределения», в рамках которой работал «Парк открытых студий», возглавляемый О.М. Леонтьевой (дочерью М.А. Балабана).

tubelski

А.Н. Тубельский

Многие участники эксперимента занялись сугубо научной и педагогической деятельностью в вузах. Идеи, заложенные отцами-основателями, реализуются лишь формально. На одном из форумов из очевидец, знающий школу-парк не понаслышке, пишет:

«На практике Александр Наумович Тубельский умер и начался полный абсурд: полный день, изобретенный как альтернатива «уличным законам» восточного измайлова в лихих девяностых, продолжает быть обязательным и сейчас. Получается, что все внешкольные детские дела, да и само общение с родными и сверстниками вне школы — по боку».

Аналогичные системы образования имеются и в других странах. Более 80 лет в Англии известна школа Саммерхил, основанная на принципах демократии.

Neil

Её основатель шотландский писатель Александр Сазерленд Нилл неизменно подчёркивал:

«Предназначение ребёнка — прожить свою собственную жизнь. Не ту, о которой мечтают его беспокойные родители, и не ту, которую предлагает учитель, думающий, что знает лучше».

Еще большую известность школа Саммерхилл получила после выхода известного телесериала. Это не такая массовая школа, к какой мы привыкли. Здесь живут, работают и учатся около 100 человек. Из них 14 — персонал и учителя. Около половины учащихся приезжают из-за рубежа.

Опыт Саммерхилл  был одобрен ООН как оказывающий «лечебное влияние на детей».

Более известной считается американская школа Садбери Велли, основанная в 1968 году.

Ее основатели назвали свою школу местом, где люди сами решают, чем им заниматься. Школа предоставляет условия, в которых учащиеся являются независимыми, им доверяют, но в то же время требуют ответственности за свои поступки. Годовое обучение стоит 7800 долларов.

Опыт этой школы в штате Массачусетс успешно распространяется. В США уже 23 подобных школы и еще 17 в других странах мира.

Небольшая школа-парк основана в Киеве. Пока там обучаются 18 детей возрастом от 4 до 14 лет. Но о её успехах пока рано говорить.



Похожие статьи:


Отзывы:
Школа-парк в России. Война со стереотипами

  1. Dmitry:

    Добрый день.
    Вопрос сам себе. Интересно, а такая система может быть организована для спортивной секции…

Оставьте ваш отзыв:
Школа-парк в России. Война со стереотипами

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.