Ранжирование вопросов как создание проблемной ситуации

voprosy

Интерактивное обучение пользуется большой популярностью среди учителей. Между тем, в практике учителя встречается ряд проблем по организации работы микрогрупп. И дело не только и не столько в том, как формировать группы, а в том, как создавать проблемные ситуации, как организовать их обсуждение.

Многие учителя имеют свои копилки проблемных ситуаций, которые они используют для организации активной познавательной деятельности учеников.

Еще С.Л. Рубинштейн отмечал, что

«Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное,  необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Иногда постановка проблемной ситуации лежит на поверхности и вовсе не обязательно «искать скелеты в шкафу».

Постановка проблемной ситуации для микрогруппы имеет свою специфику. Перед учениками необходимо так сформулировать учебную задачу, чтобы спровоцировать обсуждение и определить путь к достижению коллективного решения.

Во многом успех работы в группах зависит от умело поставленной учебной задачи.

Даже обычные, казалось бы, вопросы, должны быть сформулированы так, чтобы вызвали в группе дискуссию.

В этих целях особенно эффективно применение приёма ранжирования вопросов.

Пример.

История России . «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.»

Задание «Назовите причины отмены крепостного права» особой дискуссии в группе не вызовет.

Но если к этому заданию добавить еще одно предложение:«Расставьте их по степени важности», то в группе начинается всестороннее обсуждение поставленной задачи. Ученики работают с учебником, дополнительной справочной и научно литературой.

Участники дискуссии приводят аргументы и контраргументы, доказывают свою точку зрения.

То есть изучение нового материала происходит на качественно более высоком уровне, когда от учеников требуется не репродукция знаний, а их осмысление, анализ, оценку наиболее характерных признаков того или иного предмета, явления.

Таким образом, ранжирование вопросов можно представить как эффективный приём педагогической техники.

Еще читать о организации работе микрогрупп

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.