С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
— Когда он задает себе вопросы: «Что это…?», «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.
Беда нашей школы в том, что она запретила малышам, пришедшим в первый класс, задавать вопросы.
«Школе памяти» не нужны любопытные. Ей нужны «дисциплинированные», легко поддающиеся линейному накоплению знаний.
Между тем, не линейное накопление знаний, а многомерная, саморазвивающаяся модель познания – вполне естественный, природосообразный процесс, присущий человеку.
«Спросить – значит понять».
«Можно сказать, и это без сомнения будет правильно, что вопрос – это своеобразная микротеория, определённая система знания, которая одной частью (вопросительной) описывает известное и в основном наше прошлое знание, а второй частью (ответной) охватывает некоторое незнание, т.е. то, что мы хотим узнать».
(Л.Я. Аверьянов. Социология: искусство задавать вопросы. М. 1998).
Формулируя вопрос, ученик совершает акт «торможения», определяя уровень своего знания и примерные ориентиры «незнания».
Учитель провоцирует ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ.
А. Гин предлагает следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов (А. Гин. Приемы педтехники…).
На мой взгляд, эффективнее дать ученикам несколько иное задание. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д.
Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Заметьте,
ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно.
Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.
Глубоко убеждён, что зачастую оценка за красивый и лаконичный вопрос гораздо весомее, чем вызубренный по учебнику ответ.
Согласитесь, составить вопрос не так уж и просто. И не каждому учителю это сразу удаётся. Сформулировать правильно вопрос означает, что
ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется,
и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому), которые он хотел бы узнать.
Ребята учатся задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. Совместно мы приходим к выводу о том, что «стоимость», важность вопросов может быть разной. Таким образом, необходимо обязательное ранжирование вопросов.
- Вопросы, направленные на репродукцию знаний, требующие точного воспроизведения информации, событий, фактов. Начинаются со слов «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Сколько…?» и т.д.
- Вопросы, направленные на репродукцию процесса (так называемые «процессуальные знания»). Начинаются со слов «Как…?», «Каким образом…?» и т.п.
- Вопросы на выяснение причинно-следственных связей. Начинаются со слов «Почему…?», «В чем причины…?» и т.п.
- Вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинаются со слов «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».
Понимание как объяснение самому себе, начинается с вопроса (или нескольких вопросов), который (или которые) ученик задает сам себе. Таким образом, ученик с помощью учителя превращает поставленную перед ним учебную цель в череду учебных задач, которые он же себе и создает. Формулирование вопросов является всего лишь одним из видов таких задач.
Приём педагогической техники «ЗАДАЙ ВОПРОС» очень эффективен и как самостоятельный дидактический инструмент, так и в контексте технологии критического мышления, технике активно-продуктивного чтения.
Фото с персонального сайта учителя математики А.П. Лях (Ростовская обл.)
Уважаемый Георгий Осипович, предлагаю внести поправку: идея «зоны ближайшего развития» принадлежит Выготскому, Занков как его последователь лишь повторял употребление этого термина.
И ещё. Предлагаю познакомиться (или дать ссылку) на социо/игровую технологию «шапка вопросов» (существует много вариантов, ориентированных «от дошкольников до пенсионеров!»; например, http://www.openlesson.ru/?p=647). По моему, там проблема пассивности учеников решается эффективнее. Хотя может быть я и ошибаюсь. В таком случае жду ваших разъяснений.
С поклоном
Вячеслав Букатов
За поправку спасибо.
У меня 25 лет педстажа в начальной школе…С любопытством вникаю в новы технологии. А ведь была противником комп.игр…. Спасибо!
Техника хороша ещё тем, что ею возможно реализовывать принцип дифференцированного обучения. Например, ограничиться совместным (учитель+ученик) составлением вопросов в классах, так называемых, слабых, и давать самостоятельно составлять вопросы классам с более высоким уровнем развития. Однако, полностью самостоятельная работа такого плана, скорее отражает проблемное обучение, нежели развивающееся. Но разные модификации этой техники позволяют затронуть принципы и развивающего и проблемного обучения.