Приём педагогической техники СВОЯ ОПОРА

muskul

Пожалуй, нет ни одного учителя, который не примерил бы на себя технологию опорных конспектов В.В. Шаталова. По ряду учебных предметов  вышли даже методические пособия, где весь учебный материал представлен в схемах и опорных конспектах.

Однако часто учитель ловит себя на мысли, что ему хочется чуть ли не в каждой опоре хоть что-то изменить. И это естественно.

У каждого человека, в том числе и у каждого учителя и ученика – свой язык кодирования.

На этом и строится приём «Своя опора», описанный А. Гином. В другой трактовке он описывается учителем истории из Краснодарского края А. Литвиновым, который этот процесс называет “иконическим моделированием”.  Ученик получает задание составить авторский опорный конспект изученной темы.

Можно это представить игровым конкурсом: например, составить «шифрограммы», поиграть в разведчиков, шпионов. В дальнейшем возможно предъявление таких шифрограмм и их «расшифровка» другими учениками.

Каждый раз во втором полугодии в 11-м классе, когда начиналась подготовка к экзаменам, я объявлял конкурс на лучшую опору — шпаргалку.

Выбиралось жюри конкурса, предъявлялись требования к размерам шпаргалки. Согласитесь, загнать на маленький клочок бумаги содержание двух – трёх параграфов – весьма сложно.

Составление удачной шпаргалки – это тоже творчество.

У каждого ученика свой язык кодирования.

Помню, как одна из учениц записывала лишь первые буквы слов. Взглянув на такую шпаргалку с набором букв, я возразил: «Ты же ничего не поймёшь!».

Каково же было моё изумление, когда ученица вышла к доске и без запинки по шпаргалке ответила на оба вопроса будущего экзаменационного билета.

Разумеется, экзаменационная комиссия во время экзаменов пресечёт все попытки воспользоваться шпаргалками. Но, согласитесь, тот ученик, который самостоятельно составлял свои опоры, как минимум, но на «3» нам ответит, так как он ещё раз не только повторил изученный материал, но и участвовал в его преобразовании.

Помню, как одна из учениц после экзамена рассказывала мне, как она готовилась к ответу: «Сначала вспомнила, что эту шпаргалку я писала зелёной пастой. Потом вспомнила две нарисованных красных стрелки, которые означали причину и следствие события. Потом вспомнила и остальное…».

Приём «Своя опора» можно использовать как самостоятельно, так и в контексте техники сжатия информации. В условиях информационной перенасыщенности такая «инвентаризация» знаний поможет ученику планомерно наращивать свои «интеллектуальные мускулы» и избежать умственного перенапряжения.

Комментарии к “Приём педагогической техники СВОЯ ОПОРА

  1. Татьяна говорит:

    Георгий Осипович!
    Спасибо за сайт, Спасибо за информацию. Для нас, работающих учителей, это очень полезно. Посоветую ваш сайт всем своим коллегам.

  2. Светлана Воронина говорит:

    По данному вопросу встречаешь много информации, но эта информация подана в интересной, понятной и простой форме. Спасибо автору статьи!

Добавить комментарий для Татьяна Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.