Приём можно использовать в контексте техники сжатия учебной информации.
Учитель предлагает ученикам подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном материале. Лучше всего указать и количество таких слов. Например, пять.
Ученики должны обосновать свой выбор: в связи с чем они выбрали эти слова. Учитель организует обсуждение. Очень важно, чтобы оно было. В ходе дискуссии идёт не только многократное оперативное повторение данного блока информации, но и рефлексия учащихся, их осмысление значения выдвинутых слов.
В результате обсуждения на доске или в тетради фиксируются «ключевые слова». На последующих уроках учитель может написать их на доске или вывесить таблички, произнести устно.
Ученики должны объяснить, в связи с чем упоминались эти слова. Полный ответ не требуется. Происходит своеобразная разминка перед более полным повторением ранее изученного материала. Хорошо, если в такой форме учащиеся неоднократно будут обращаться к ключевым словам прошлых тем.
Прием подбора «ключевых слов» замечательно стыкуется с методикой аннотирования и коспектирования Тони Бьюзена. При построении карты-памяти (интеллект-карты, ментальной карты — есть разные названия) используются именно ключевые, опорные слова. Плюс к ним визуальная ассоциация. Дети (и взрослые тоже) с восторгом рисуют разными цветами карты и запоминают во много раз больше информации. А самое главное, что эту информацию они могут в нужное время и в нужном месте извлечь из недр памяти и воспроизвести.
Такой приём облегчает работу не только ученикам, но и учителям.