Иногда длительные эволюционные процессы необходимо визуально ускорить в дидактических целях. Такой приём известен давно.
Этого добиваются специальной кино- или видеосъёмкой, анимацией или способом так называемой интервальной фотосъёмки.
Как правило, этот обучающий эффект используется при изучении естественных физических и биологических процессов.
Однако дидактический эффект достигается и при визуализации растянутых на сотни лет процессов не только в природе, но и в обществе.
Идея создания ДИНАМИЧЕСКИХ КАРТ принадлежит американцу Фрэнку Риду, который в 1990 году начал работу над Динамическим атласом истории. Смысл этого атласа — показать, как менялась политическая карта Европы и Ближнего Востока с 1000 года до наших дней.
Компьютерной обработке подверглось более 10000 карт. После запуска программы учащийся включает своеобразную «машину времени». Перед его глазами в считанные минуты мелькают страны и империи в период своих расцветов и закатов. С 1000 года до наших дней границы государств меняются более 9000 раз.
Программа платная. В свободном доступе лишь маленький фрагмент: с 1789 по 1819 гг., т.е. период Великой Французской революции и наполеоновских войн.
Программа сопровождается рядом интерактивных инструментов, позволяющих следить за изменениями границ, изменять масштаб карты. Избранный исторический период сопровождается текстовым описанием.
На канале YouTube на основе данной программы выложены несколько видеороликов, в том числе и с музыкальным сопровождением, что добавляет драматизм увиденному:
По примеру американского проекта, получившего название Sentenia Исторический атлас, встречаются также динамические карты с древнейших времён до 1000 г.
Вовсе не обязательно приобретать готовый Исторический атлас, тем более у американцев свой взгляд на всеобщую историю.
Важна сама идея. Вполне очевидно, что динамические карты можно использовать на уроках истории и географии.
В ближайших статьях читайте, как можно самому подготовить ДИНАМИЧЕСКУЮ КАРТУ.