Данная статья появилась после вопроса внучки о том, как сделан электропоезд «Ласточка». Конечно, я нашёл и показал ей видео, но затем и сам задумался о технологии создания такого сложного современного транспортного средства. Как известно, на протяжении ряда лет наши «Сапсаны» и «Ласточки» закупались в Германии. Однако вводимые на протяжении последних лет санкции заставили нас встрепенуться и подумать о независимости от наших экономических партнёров, которые в любой момент могут подвести.
Конечно, ученикам сложно понять такие термины как «импортозамещение», «экономическая независимость», «новейшие технологии» и т.п. Лучше показать хороший видеоролик и дополнить его своими комментариями.
Канал 808.media подготовил хорошее видео о том, как делают отечественные «Ласточки». на канале современном предприятии «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме под Екатеринбургом.
Если вы обратили внимание, то журналист обратил внимание на весьма важные принципиальные особенности в производстве этого скоростного и комфортабельного электропоезда.
Вагонная тележка
Вагонная тележка — основной элемент ходовой части вагона, на который опирается его кузов. Ещё в 2014 году «Уральские локомотивы» освоили производство вагонных тележек для электропоездов и после всех согласований приступили к их серийному выпуску.
Они полностью соответствуют всем требованиям, предъявляемым к тележкам для скоростных составов, начиная от качества сварки рамы до точности изготовления и сборки всех комплектующих узлов. Стабильное качество сварных швов достигается за счёт сварки на роботизированных комплексах, детали тележки проверяются методом ультразвукового исследования.
Уральские тележки, в отличие от европейских, более подготовлены к различным условиям эксплуатации в российском климате.
Алюминиевый корпус
В отличие от других поездов при изготовлении вагонов «Ласточек» применяется алюминий, а не привычная сталь, что значительно облегчает вес поезда. Но в то же время, в отличие от работы со сталью, требует высокоточной сварки алюминия.
Алюминиевые профили соединяются между собой с помощью специального роботизированного сварочного комплекса. Допуски на производстве измеряются миллиметрами и даже долями миллиметров.
Когда шла подготовка к зимней Олимпиаде-2014 в в Сочи, в 2011 году РЖД подписало контракт с немецкими партнёрами на 1200 вагонов до 2023 года, с обязательным условием локализации 80% производства в России. Однако санкционная политика западных государств привела к тому, что нам пришлось ускорить импортозамещение. И уже в 2021 году локализация производства «Сапсанов» и «Ласточек» составила 90%.
Помню, как после окончания Олимпиады решалась судьба «Ласточек». Многие считали, что это дорогостоящий проект. Но к хорошему привыкаешь быстро. И пассажиры были готовы платить за комфорт больше, чем за обычные электропоезда. География использования электропоезда постоянно расширяется.
Поезд «Ласточка» обеспечивает транспортное сообщение на малых и средних расстояниях. На данный момент их используются как
- городские поезда
- пригородные поезда
- поезда дальнего следования
- международные поезда
Как городской транспорт в Москве ласточки выполняют функцию наземного метро.
В качестве пригородного транспорта широкое применение «Ласточка» сейчас получает в Санкт-Петербурге, где поезд решили использовать как современную электричку.
Кроме того, «Ласточки» используются как поезда дальнего следования. Маршрутная сеть таких поездов также постоянно расширяется. Основными регионами, где уже широко используются поезда «Ласточка» как поезда дальнего следования — это Московский регион, Санкт-Петербург, а также Северо-Кавказский регион с основным центром в Сочи.
В мае 2021 года запущен первый международный поезд «Ласточка» Москва-Минск, что позволило сократить время в пути на 2 часа по сравнению с обычными поездами.
В статье использованы материалы интернет-изданий