Почему я против Зумомании?

zoomman

Мне на почту и в комментариях к соответствующей статье приходят десятки вопросов о сервисе ZOOM. Одни из наиболее востребованных вебинаров и видеороликов сейчас в Интернете — как организовать с его помощью видеоконференцию и как её провести. Я категорически против такой ZOOMомании. И вот по каким причинам.

Знаю, что данное приложение выбирают не только сами педагоги, но оно рекомендуется и даже назначается образовательными чиновниками на местах без учёта технических возможностей региона и уровня технологической грамотности учителя. Почему-то именно это приложение воспринимается как панацея.

Но есть много причин, которые указывают на губительность такого подхода.

Компетенции

К организации видеоконференции нельзя приступать, если вы недостаточно владеете инструментом. Уже есть свидетельства, в том числе и описанные в Дидакторе, о неприятных сюрпризах, которые могут ожидать учителя, если он не умеет оперативно включать и отключать видео и звук, демонстрацию экрана, обеспечивать совместную работу учащихся.

Технические условия

Без сомнения, во время трансляции вероятны сбои в связи с перегрузкой сетей, отсутствием равных технических возможностей учащихся и самого учителя. Особенно в условиях тотального использования ZOOM. У учителей возникает всё больше и больше специфических вопросов по использованию сервиса, на которые иногда не готовы ответить и специалисты.

Но, на мой взгляд, гораздо важнее следующие причины.

Дидактическая обоснованность

Организация обучения в режиме онлайн — лишь часть «удалёнки», причём не основная. Эффективного дистанционного обучения не может состояться без опосредованных форм, когда ученик работает самостоятельно с образовательным контентом, выполняет поставленные учителем учебные задачи с присущими для него индивидуальными способностями.

В условиях видеоконференции, как правило, ученики превращаются в пассивных участников своеобразного шоу. Даже если учитель пытается организовать обратную связь, то она мало эффективна из-за разницы в темпах усвоения учебного материала, технических условий на каждом рабочем месте ученика.

Видеоконференция, в том числе организованная с помощью ZOOM, должна выполнять, прежде всего, роль вводной инструкции перед началом изучения новой темы или небольших комментариев, подведения итогов после окончания работы.

Мы забываем о других инструментах работы в режиме онлайн, где ученики не просто сидят перед мониторами, а работают. Есть целый ряд сервисов, где учитель обладает инструментами мониторинга, обратной связи, организации сотрудничества и обмена мнениями. И Дидактор не раз писал и пишет о них.

Опосредованное обучение

И всё же основная учебная деятельность должна осуществляться в условиях опосредованного дистанционного обучения. Мы не должны забывать о возрастных особенностях учащихся. Не стоит уповать на утверждённые и спущенные сверху дистанционные платформы обучения. Монотонность убивает познавательный интерес учащихся. Поэтому необходимо обеспечить разнообразие форм дистанционного обучения:

♦ работа учащихся на образовательных платформах

♦ работа с образовательными ресурсами, представленными учителем

♦ дидактические игры и квесты

♦ проектно-исследовательская деятельность

♦ работа с интерактивными тренажёрами и тестами, демонстрирующими уровень понимания учащимся пройденного.

Организация эффективного дистанционного обучения невозможна без ответственного отношения всех заинтересованных участников: учителей, учеников и родителей.

Иначе после возвращения к работе в обычном режиме мы получим то, что представлено в этом остроумном видеоролике.

 

Комментарии к “Почему я против Зумомании?

  1. Надежда говорит:

    Спасибо! Согласна! Я максимум 15 минут использую Zoom онлайн для инструкций. Ещё делаю видеоуроки (без учеников) и даю детям ссылки.

  2. Саша говорит:

    Ооо прямо с языка сняли, Георгий Осипович! Надеюсь, здравый смысл пересилит все эти шатания от полного онлайна до переписки скриншотами тетрадок.
    В помощь себе и коллегам я записала инструкцию по первой настройке Zoom, чтобы снизить порог технических трудностей и иметь возможность подумать о содержании обучения: https://novator.team/post/1299.
    И не могу не поделиться фрагментом занятия с Zoom у замечательного педагога: https://www.facebook.com/groups/schkola.yunogo.ingenera/permalink/1314464625415599/

    • Георгий говорит:

      Доброе утро! Большое спасибо за ссылки. Уже опубликовал сообщение о уроке технологии

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.