Мне на почту и в комментариях к соответствующей статье приходят десятки вопросов о сервисе ZOOM. Одни из наиболее востребованных вебинаров и видеороликов сейчас в Интернете — как организовать с его помощью видеоконференцию и как её провести. Я категорически против такой ZOOMомании. И вот по каким причинам.
Знаю, что данное приложение выбирают не только сами педагоги, но оно рекомендуется и даже назначается образовательными чиновниками на местах без учёта технических возможностей региона и уровня технологической грамотности учителя. Почему-то именно это приложение воспринимается как панацея.
Но есть много причин, которые указывают на губительность такого подхода.
Компетенции
К организации видеоконференции нельзя приступать, если вы недостаточно владеете инструментом. Уже есть свидетельства, в том числе и описанные в Дидакторе, о неприятных сюрпризах, которые могут ожидать учителя, если он не умеет оперативно включать и отключать видео и звук, демонстрацию экрана, обеспечивать совместную работу учащихся.
Технические условия
Без сомнения, во время трансляции вероятны сбои в связи с перегрузкой сетей, отсутствием равных технических возможностей учащихся и самого учителя. Особенно в условиях тотального использования ZOOM. У учителей возникает всё больше и больше специфических вопросов по использованию сервиса, на которые иногда не готовы ответить и специалисты.
Но, на мой взгляд, гораздо важнее следующие причины.
Дидактическая обоснованность
Организация обучения в режиме онлайн — лишь часть «удалёнки», причём не основная. Эффективного дистанционного обучения не может состояться без опосредованных форм, когда ученик работает самостоятельно с образовательным контентом, выполняет поставленные учителем учебные задачи с присущими для него индивидуальными способностями.
В условиях видеоконференции, как правило, ученики превращаются в пассивных участников своеобразного шоу. Даже если учитель пытается организовать обратную связь, то она мало эффективна из-за разницы в темпах усвоения учебного материала, технических условий на каждом рабочем месте ученика.
Видеоконференция, в том числе организованная с помощью ZOOM, должна выполнять, прежде всего, роль вводной инструкции перед началом изучения новой темы или небольших комментариев, подведения итогов после окончания работы.
Мы забываем о других инструментах работы в режиме онлайн, где ученики не просто сидят перед мониторами, а работают. Есть целый ряд сервисов, где учитель обладает инструментами мониторинга, обратной связи, организации сотрудничества и обмена мнениями. И Дидактор не раз писал и пишет о них.
Опосредованное обучение
И всё же основная учебная деятельность должна осуществляться в условиях опосредованного дистанционного обучения. Мы не должны забывать о возрастных особенностях учащихся. Не стоит уповать на утверждённые и спущенные сверху дистанционные платформы обучения. Монотонность убивает познавательный интерес учащихся. Поэтому необходимо обеспечить разнообразие форм дистанционного обучения:
♦ работа учащихся на образовательных платформах
♦ работа с образовательными ресурсами, представленными учителем
♦ дидактические игры и квесты
♦ проектно-исследовательская деятельность
♦ работа с интерактивными тренажёрами и тестами, демонстрирующими уровень понимания учащимся пройденного.
Организация эффективного дистанционного обучения невозможна без ответственного отношения всех заинтересованных участников: учителей, учеников и родителей.
Иначе после возвращения к работе в обычном режиме мы получим то, что представлено в этом остроумном видеоролике.
Спасибо! Согласна! Я максимум 15 минут использую Zoom онлайн для инструкций. Ещё делаю видеоуроки (без учеников) и даю детям ссылки.
1. Этот ролик был запущен перед 1 сентября 2019 г.
Ооо прямо с языка сняли, Георгий Осипович! Надеюсь, здравый смысл пересилит все эти шатания от полного онлайна до переписки скриншотами тетрадок.
В помощь себе и коллегам я записала инструкцию по первой настройке Zoom, чтобы снизить порог технических трудностей и иметь возможность подумать о содержании обучения: https://novator.team/post/1299.
И не могу не поделиться фрагментом занятия с Zoom у замечательного педагога: https://www.facebook.com/groups/schkola.yunogo.ingenera/permalink/1314464625415599/
Доброе утро! Большое спасибо за ссылки. Уже опубликовал сообщение о уроке технологии