Почему дома надо учить детей не так как в школе

A516YN3NR7E

Эта статья для учителей и родителей

Когда ученики находятся дома из-за угрозы коронавируса, началась авральная организация удалённого обучения. Школы, отдельные учителя, родители составляют графики, планы работы, и изо всех сил стараются реализовать эти графики.

Не торопитесь! 

Такой жёстко структурированный подход, характерный для обычного режима живого обучения в традиционных школах, часто похож на  контроль толпы, чем на оптимизацию обучения в совершенно других условиях.

Внезапный переход на полностью домашнее обучение может открыть прекрасную возможность организовать подлинное, глубокое, индивидуальное обучение, которое фактически невозможно в условиях классно-урочной системы. Такое обучение является более самостоятельным, более игровым, более согласованным с индивидуальными особенностями детей. И если родители будут учитывать эти обстоятельства, им будет гораздо легче управлять обучением своих детей, чем наличие присланных школой и каждым учителем строгих инструкций и виртуальных стопок рекомендаций и рабочих листов.

УЧИТЕЛЯМ

Разумеется, учителя должны быть более гибкими, учитывать в своих рекомендациях индивидуальные особенности учащихся. Хорошо бы разослать не только и не столько жёсткие инструкции, регламентирующие удалённое обучение детей со строгими санкциями за невыход в эфир. На мой взгляд, гораздо полезнее были бы рекомендации родителям на какие темы обратить внимание. Где их ребёнок отстаёт, как ликвидировать эти пробелы.

Не вводите удалённое обучение в жёсткие регламентированные рамки!

Предоставление ученикам некоторого выбора по сравнению с их обучением в школе создаёт внутреннюю мотивацию, независимость и творчество. Ученики могут заняться исследованием реальных проблем, которые их интересуют, искать свои пути решения, строить модели или писать творческие работы, которые расширяют их возможности.

Школа и каждый отдельный учитель должны установить не жёсткий регламент, а своего рода рамочные условия, дающие большую свободу учащимся и ориентирующие их на достижение стратегической цели.

Реалии показали, насколько велика разница в возможностях школ. Одна из читательниц буквально вчера написала в комментариях: «А что делать если в нашем населенном пункте нет интернета!! Как организовать дистанционное обучение? Никто об этом не пишет!!!»

Ну, Татьяна, если вы читали мою статью, значит интернет всё-таки есть. Безусловно, надо учитывать конкретные обстоятельства. Исходя из них выстраивать стратегию удалённого обучения. Вплоть до отправки обычных писем обычной почтой родителям с подробными рекомендациями. Использовать SMS-сообщения, если есть сотовая связь. Но не оставлять детей и их родителей один на один с возникшими проблемами.

Родителям

В свою очередь,  дома родители могут позволить своим детям гораздо больше гибкости в выборе тем для изучения, книг для чтения и способов использования своего времени.

Освобождённые от строгих требований учебного плана, где слишком много внимания уделяется тестированию и соблюдению стандартов, родители могут  организовать  более глубокое изучение учебных предметов, обратить особое внимание на формирование навыков критического мышления. Отход от жёстких планов даст возможность не только углубиться в изучение предмета, но и лучше рассмотреть практическую применимость полученных знаний, что часто связано с изучением смежных тем на грани нескольких наук.

Домашние эксперименты

Хорошо организованная дидактическая игра для детей часто превращается в научное открытие. Падение игрушек с высоты, сжимание кухонной губки или вращение металлического шарика по кругу могут стать важными составляющими при изучении законов физики.

Придумывайте такие игры, ищите их на образовательных каналах YouTube. Играйте с вещами, которые всегда дома доступны: шапки, шарфы, одеяла, картонные коробки и многое другое. Ставьте научные эксперименты с обычными бытовыми предметами. Ваши старшие дети могут возглавить выполнение эксперимента, а затем записывать свои выводы в лабораторном отчёте.

Природа — это кладезь научных исследований. Ученики могут провести время на заднем дворе или в парке и обсудить то, что они видят: круговорот воды в природе, экосистемы и пищевые цепи. Собирайте полевые цветы и исследуйте их названия. Создайте свой дневник наблюдений за птицами или за погодой.

Организация СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Найдите книги по истории или литературе, которые ваши дети могут изучить. Многие библиотеки сделали цифровые каталоги бесплатными во время кризиса.

К примеру, вы можете воспользоваться услугами Национальной электронной детской библиотеки.

bibl

Здесь собрана большая коллекция оцифрованных детских книг, журналов, диафильмов и газет.

diafilm

Фрагмент из диафильма «Малахитовая шкатулка» П. Бажова

После того, как дети закончат чтение или просмотр диафильма, предложите им создать кукольный спектакль, плакат или иллюстрированную книгу, обобщающую то, о чём они узнали.

Кроме этого дети могли бы создать видеофильмы или слайд-шоу. Главное, постоянно поддерживайте в детях роли творцов, исследователей и даже скептиков, которые имеют решающее значение для развития навыков критического мышления. Смотрите исторические или документальные фильмы со своими детьми и обсуждайте происходящее во время и после просмотра.

Не думайте, что вы их отвлекаете во время просмотра. Специфика детей заключается в том, что их внимание быстро переключается. Задавая быстрый вопрос или лаконично  комментируя происходящее на экране, вы удерживаете внимание детей.

После окончания просмотра узнайте их мнение о том, что они увидели, укажите на исторические неточности или заблуждения, обратите внимание на сходства или различия в различных источниках. Побудите ребёнка найти источники, подтверждающие или опровергающие концепцию создателей того или иного фильма.

ОВЛАДЕНИЕ МАТЕМАТИКОЙ

В математике, как и в других предметах, есть возможность организовать упражнения в домашних условиях. Практикуйте в соответствии с возрастом детей подсчёт или подтверждение математических фактов реальными объектами, такими как кнопки, скрепки или монеты.

Кулинария — это еще один отличный способ научить реальной математике. Усвоение того, как выглядят «полторы чашки» муки или ложка соли, закладывает основу для изучения мер веса и объёма. Практикуйте умножение и деление, разделяя известный рецепт пополам или, наоборот, увеличивая все ингредиенты вдвое.

Настольные игры предлагают ещё одну возможность попрактиковаться в математике, подсчитывая выигранные деньги или перемещая фишку на определённое количество шагов.

ИЗУЧЕНИЕ иностранных языков и литературы

Поощряйте детей к чтению, позволяя им самим выбирать книги. Чтение будет более более эффективным, если вы не будете определять обязательное количество книг и страниц для чтения. Лучше ввести в традицию семьи выделенное время для чтения, а затем обсудить то, что вы прочитали. Если ваш ребёнок сам выбрал книгу, значит она ему по каким-то причинам интересна. Просто говорить с детьми, порой о чём угодно — весьма полезно.

Занятые повседневной работой, вы часто не замечаете, как ваши дети меняются, что они становятся интересными собеседниками. И вы удивляетесь их логике мышления, здравым и иногда оригинальным незашоренным суждениям.

Ежедневно обучение — акт анализа информации для укрепления имеющихся концепций в определённой предметной области. Для того, чтобы дети добились результатов в долгосрочной перспективе, каждодневное обучение не должно быть сложным. Обсуждение того, что ваши дети сделали за день, может помочь укрепить новые знания. На забывайте ежедневно подводить ненавязчивые итоги.

Если ваш ребёнок учится в начальной школе, обязательно познакомьтесь с инструкциями, которые дают вам учителя или вы сами нашли в Интернете. Не навредите своими неправильными действиями обучения чтению и письму. Организуйте по этим рекомендациям небольшие 15-минутные ежедневные уроки.

Изобразительное искусство и музыка

Изобразительное искусство улучшает работу мозга и самочувствие, а музыка, по мнению специалистов, улучшает память и вербальный интеллект . Все виды искусства способствуют развитию двигательных навыков, творчества и решению познавательных проблем. Поощряйте детей рисовать, лепить, готовить поделки из подручных материалов. Материалы не должны быть сложными. Для основы подойдут всякого рода палочки, зубочистки, бумага, ножницы и картонные коробки. Этого вполне может быть достаточно.

Музыка является ещё одной ключевой областью для изучения искусства в домашних условиях. Выучите новые песни или придумайте свои собственные. Превратите предметы домашнего обихода в музыкальные инструменты. Поделитесь своими любимыми альбомами для урока по истории музыки.

Для детей, которые играют на музыкальных инструментах, распечатайте ноты для любимых популярных песен. Ознакомьте их с музыкальными произведениями, которые являются национальным и мировым достоянием. Если у вас сохранились запыленные, старые инструменты в кладовке, организуйте семейный оркестр. Организуйте музыкальное сопровождение исполняемых домашних спектаклей, кукольных представлений, слайд-шоу, игр или танцев.

НАХОДИМ ВРЕМЯ ДЛЯ ИГРЫ И ДВИЖЕНИЯ

Пока экраны мониторов выключены, маленькие дети будут активны, но старшие, как правило, привыкли сидеть и заниматься. Именно на них обратите серьёзное внимание. Попробуйте утреннюю семейную тренировку, чтобы улучшить кровообращение,  оживить наш мозг. Старшие дети могут связаться с друзьями, чтобы позаниматься зарядкой вместе с помощью видеоконференцсвязи. Обеспечьте возможность выбора, позволяя каждому члену семьи самостоятельно решить, что выбрать из транслируемых бесплатных онлайн тренировок  йогой, танцами, боевыми искусствами.

ОБУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ НАВЫКАМ

Совместное пребывание в доме — это больше, чем приготовление пищи и уборки. По большому счёту, вынужденная изоляция от внешнего мира является испытанием на прочность семьи.

Выполнение домашних обязанностей развивает навыки решения бытовых проблем, развивает грубую и мелкую моторику, а также способствует трудовой этике. Сделайте работу по дому весёлой для самых маленьких с помощью рассказывания приключенческих историй.

При мытье посуды: «Мы — охотники за сокровищами, которые нужно вернуть на их место».

или:

При уборке: «Сейчас придёт злой колдун, который очень ненавидит грязные полы. Если мы не уберём до его прихода, он нас превратит в камни!»

Старшие дети часто мотивированы делать домашнюю работу, если вы регулярно вовлекаете их в этот процесс. Проведите семейное собрание, чтобы перечислить все домашние дела, которые необходимо выполнять ежедневно, и мозговой штурм, как вы будете решать их вместе. Распределите обязанности.

взвесьте все ВОЗМОЖНОСТИ

Не чувствуйте себя обязанными выполнять учебные задания по каждому предмету каждый день. Дети могут провести целый день, занимаясь одним или двумя видами деятельности.

Аутентичное обучение происходит в реальных, значимых контекстах. Пока дети двигаются, творят или играют, они учатся.

Пусть любопытство и веселье будут вашими постоянными помощниками.

Комментарии к “Почему дома надо учить детей не так как в школе

  1. Ирина говорит:

    Спасибо большое за замечательную статью! Хочу поделиться: мы сидим дома всей семьёй на карантине вот уже две недели и, конечно, это непросто. Детей всё время нужно чем-то занимать. Домашних хлопот стало больше. Но при этом я с радостью замечаю, насколько ближе мы стали.
    Из наших находок: вечерами мы играем вместе с детьми в лото. Причем постепенно переключились с русского на английский — дети учат на слух воспринимать числительные. Игра простая, по сути на удачу и на внимательность, поэтому легко вводить такой обучающий элемент.
    Из другого обучения: дети занимаются на сайте учи.ру в первой половине дня (онлайн-уроки и карточки). После обеда обязательно дополнительные занятия, но уже не за компьютером, а за обычным столом (письмо, тесты, чтение).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.