Перспективы учебного телевидения. Есть ли они?

saitkar

Будучи в командировке в Москве, удалось посмотреть несколько передач познавательного детского телеканала «Карусель». Напомню, что канал начал вещание совсем недавно: в декабре 2010 г.  Разумеется, меня интересовали, прежде всего, обучающие программы. К сожалению, то, что увидел, не могло не разочаровать.

Удивила непрофессионализмом передача «Нарисованные и100рии». Анонсируется она как «познавательный мультсериал». На деле же демонстрируются нарисованные комиксы, которые комментируют учёные и дети, произносящие небольшие заученные фразы.

100

Достаточно сказать, что сама заимствованная американская идея восприятия мира через комиксы не только ущербна, но и дидактически убога. Главная стратегическая ошибка этой программы в том, что нет динамики. Комиксы — это совсем другой жанр.

arina

Интерактивность в передаче можно было обеспечить не заученными комментариями детей, а их пониманием событий. К примеру, я видел фрагмент передачи о флоте древних греков и персов. Явно напрашивались сравнительные характеристики морских судов, которые могли выполнить дети, а может подготовить их модели.

karusel

Вызывает разочарование не только игра актёров в программах «Бериляка учится читать», «Давайте рисовать», «Мы идём играть», но и вообще режиссура передач: отсутствие должного темпа, монотонность. Нет чёткого представления о  том, для какой возрастной категории эти передачи предназначены, какова образовательная цель отдельного занятия-передачи.

Судя по тому, что канал позиционирует себя как познавательный, можно признать факт, что учебного телевидения, как такового, нет. Крайне сложно определить дидактический эффект от обучающих программ, широко представленных на «Карусели».

sekret

Тем более, что эти программы существуют независимо от школьного образовательного процесса. Это можно назвать телевизионным вариантом дополнительного школьного  образования.

Вполне очевидно, что в погоне за новыми информационно-образовательными технологиями мы совсем отказываемся от учебного телевещания. А зря.

Действительно, налицо кризис жанра. Но еще рано выносить смертный приговор.

  • В условиях неудовлетворительного Интернет-соединения в ряде регионов страны учебное телевидение может быть весьма полезным для дистанционного обучения. Это совершенно другой тип удалённого общения, который может быть весьма привлекательным и востребованным для школьников, у которых в силу возрастных особенностей сложнее сохранить мотивацию к самостоятельному обучению. И в данном случае цифровые технологии явно уступают.
  • Жизненно необходимы серьезные методические и практикоориентированные изыскания в теледидактике.
  • Нужны телеуроки нового поколения, обладающие интерактивностью, учитывающие современные технологические возможности не только ТВ, но и цифровых технологий.
  • Для создания учебного телевидения нужны лучшие силы режиссёрского, актёрского, педагогического корпуса.
  • Педагог может выступать как консультант, разработчик сценария, но не как телеучитель, что, к сожалению, часто встречается в последнее время. Учитель, как правило, не умеет держаться перед телекамерой. Он привык к живому, а не к отдалённому общению.

А пока у меня нет никакого желания, чтобы мои внуки смотрели «Карусель»…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.