Педагогическое общение под угрозой?

zavisim

Сетования современных учителей на трудности педагогического общения имеют под собой очень серьезные основания. Многочасовое, порой бездумное, пребывание подростков в социальных сетях, компьютерные игры, бесконечные SMS-ки иногда даже во время занятий, — это реалии сегодняшнего дня. Компьютерная зависимость, Интернет-зависимость — это не просто понятия. Это беда, с которой необходимо бороться.

Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день.

подробности.

Даже учителя начальных классов все чаще стали замечать чрезмерные увлечения учеников играми на мобильных телефонах, частые посещения салонов с видеоиграми.

Желание подростка определиться, разобраться в себе и, прежде всего, в окружающих, во взаимоотношениях с ними, вполне закономерно в его возрасте. И, естественно, общение как способ самоопределения, играет важнейшую роль.

Однако зачастую реальное общение подросток подменяет современными средствами коммуникации.

Темпы изменений так велики, что нам уже сегодня необходимо всерьез беспокоиться о том, чтобы общение не превратилось всего лишь в коммуникацию и стало недоступной роскошью для будущих поколений.

(Галина Солдатова)

Средства коммуникации и индустрия компьютерных игр развиваются гораздо быстрее, чем готовность педагогического сообщества противостоять новым социальным болезням, которым подвержены, прежде всего, подростки.

Эти социальные болезни вполне реально угрожают психическому и физическому здоровью детей.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования приёмов педагогического общения.

Как известно, под «педагогическим общением» принято считать «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива» (А. Леонтьев).

Уже давно стало понятно, что триады ученик — компьютер — учитель или ученик — интернет — учитель не должны подвергаться сокращению. Учитель отнюдь не лишнее звено в современных информационно-педагогических технологиях.

Однако современное профессиональное общение учителя с учениками немыслимо без новых инструментов коммуникации.

Главное, чтобы эти средства не стали целью как для учителя, так и для учеников.

Одна угроза нам известна: компьютерная и интернет-зависимость ученика.

Многие родители уже готовы к очень серьезному разговору с педагогами. И не просто разговору, а серьезным действиям.

Вторая не менее серьезная угроза: учитель-технократ, подменяющий живое общение современными техническими средствами или действующий в жёстких рамках инструкции той или иной образовательной технологии.

Мне всегда некомфортно общаться с учителями, которые забрасывают меня техническими новинками, глубокими познаниями сложных электронных программ, но в то же время совершенно забывают об ученике. Зачастую эти средства отстраняют учителя от класса, от каждого ребёнка в отдельности.

Учитель-технократ — это не только тот учитель, который владеет современными технологиями. Это тот, который подменяет живое общение требованиями от учеников чётко выполнять инструкции. Действительно, без регламента не обойтись в любом образовательном учреждении. Но когда он захлестывает через край — разрываются тонкие ниточки педагогического общения.

Вот такого учителя-технократа, действительно, легче всего заменить компьютерной обучающей программой и дистантным Интернет-обучением. (В.В. Загорский)

Росту числа учителей-технократов способствуют многочисленные инструктивные письма, приказы в школы из вышестоящих инстанций.

Во многих современных школах все чаще и чаще можно услышать в классе следующую фразу: «Дети! Тише! Вы мне мешаете писать отчёт!»

Очень не хотелось бы, чтобы лозунг «новой школе — нового учителя» остался лишь новым модным лозунгом.

Что читать.

Журнал Дети в информационном обществе.

Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. М. СОЛОН-ПРЕСС, 2010.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.