Откуда появился ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ВАКУУМ в практическом образовании?

0008-014-Modeli-sovremennogo-uroka

В своём архиве нашел интересный сюжет из закрывшегося два года назад проекта ИНТЕРНЕТ-ГОСУДАРСТВО УЧИТЕЛЕЙ. Он касается дискуссионной площадки на Педсовете этого педагогического сообщества по теме «Технология современного урока».

Активная участница проекта, учитель биологии из Белгородской области Наталия Владимировна Богачёва провела анализ нашей дискуссии, в которой приняли участие педагоги школ, вузов. Думаю, материал её сводного отчёта заинтересует читателей Дидактора.

СВОДНЫЙ ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ «ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

Обсудить данную тему предложил Аствацатуров Георгий Осипович. Предметным обсуждение, на мой взгляд, сделало то, что автор задал направления разговору. Цель обсуждения – ответить на вопрос:

«Почему так медленно решается вопрос внедрения педагогических технологий?».

Участники попытались ответить на ряд вопросов, предложенных автором.

Вопрос 1. Возможно ли технологизировать учебный процесс?

Да, отвечают коллеги, возможно.

Цой Л.Н.:

«Технология – это совокупность приемов, методов, техник и подходов, связанных между собой общим замыслом для достижения конкретной цели и решения конкретных задач. Технологии в процессе обучения, образования и воспитания – это гуманитарные, инновационные и социальные технологии. Они специфичны тем, что конкретные задачи и замысел автора технологии… ситуационны и могут изменяться.
Теоретически можно изложить все элементы технологии (методы, приемы, подходы и техники), однако их применение и связь между ними во многом определяется… личностью учителя, его мировоззрением, его знаниями, его свободой воли и его верой в успех.
В технологии каждый элемент диалектично, содержательно и логично увязаны друг с другом.
Образовательные технологии должны конструироваться с учетом методологических принципов: этичности, технологичности, открытости и рефлексивности». Хотя Цой Л.Н. включилась в разговор в самом его начале, ее мысли оказались квинтэссенцией всего последующего обсуждения.

Так, Галаган С.И. высказывается: «Учитель работает собой, а потом технологией. Если сводить работу к чистой технологии не учителя нужны, а чурбаны с понятием «от сих до сих». С детьми так нельзя».
Галаган С.И.:

«Технологичность урока возможна, но необходимый арсенал приемов полностью неописуем, многообразен, особенно с учетом постоянно меняющихся возможностей учеников, обратной связи, большую роль играет способность быстро реагировать на запрос и подбирать адекватную технику продолжения».

Современная педагогика не появляется из пустоты. Все новое – это старое, усовершенствованное и адаптированное к новым условиям и новым людям. Учителю, который самостоятельно не подключается к постоянному поиску и совершенствованию используемых им методов, невозможно навязать никакую технологию. В любом деле для достижения успеха нужна мотивация!

Вопрос 2. Возможно ли описание технологического инструментария?

При обсуждении данного вопроса высказано мнение, что технологический инструментарий возможно и нужно описывать, но, к сожалению, цитирую: «… нет элементарного учебно-методического сопровождения данной технологии.

Чаще всего, учитель, начинающий работать в той или иной технологии, вынужден сам готовить раздаточный материал, карточки, тесты и пр. Вот тут как раз начинается брак, нарушение технологической дисциплины. Каждая технология затратна, но наши чиновники этого не понимают».

«Достоинство технологии в том, что расписаны простейшие технологические операции, следовательно, становится возможным анализ работы учителя, использующего тот или иной набор технологических операций» (Хатьков Н.Д.)

Чтобы процесс был технологичным учителю важно и повторение и контроль ввести в систему. Вовремя реагировать на возникающие проблемы и пробелы, принимать меры к их устранению.
Есть методические рекомендации по организации контроля, но очень мало таких, которые можно назвать технологичными, то есть эффективными, компактными, облегчающими работу.

Автор ветки (Аствацатуров Г.О.) делится своим опытом, который, по моему мнению, заслуживает внимания:

«Я перед началом изучения темы, состоящей из блока уроков, вывешиваю рядом с доской перечень базовых знаний, которые гарантируют ученику тройку. Эта формализация знаний помогает в дальнейшей работе. Не будет знаний — не будет отработки общеучебных умений и навыков на основе предмета. Ученики в начале изучения темы знают, что я буду с них требовать».

Вывод: ученики заранее знают требования преподавателя, учитель постоянно помогает им выйти на необходимый уровень, решается вопрос о повторении, на которое нет времени у учителя, работающего в условиях урезания часов без урезания материала, а даже его увеличения по объему.

Отсюда страдает повторение, им жертвуют в угоду прохождения программы. Незакрепленный материал приводит к потере качества.

Чем привлекательна технология?

Тем, что она максимально ПРАКТИЧНА. Есть проблема – вот инструменты для ее решения. В том числе и по мотивации. Это инструмент для возможности вести ученика как можно дальше по пути познания, при этом обучая его двигаться самостоятельно.

Образовательные технологии внедрять в школьную практику нужно, но классика и традиция в школе очень важна. Новыми технологиями предлагают вооружить молодого учителя: «… дал бы ему технологический комплект, научил бы: делай как я, делай лучше меня.

Технология должна помочь реализоваться тем учителям, которые иногда мечутся всю жизнь в поисках своего «пути», своего «почерка». Время идет, а дети страдают» (Аствацатуров, Галаган).

Участники обсуждения затронули такую насущную проблему как обучение студентов педагогических университетов. Выпускники, которые и приходят в школу, остаются совершенно безоружными – их не обучают педагогической технике.

Вооруженный технологическим инструментарием учитель не будет шарахаться от педтехнологий. Наоборот, он будет критичнее относиться к ним. Примерять на себя, выяснять, насколько они прописаны инструментально.

Внедрению технологий должно предшествовать сначала обучение им. Из обсуждения видно, что имеется непонимание, что такое технология, и, соответственно, неудовлетворенность их использованием.

У учителей встречаются очень технологичные приемы работы. Хорошо бы их не только описывать, но и группировать: вот это — инструменты по более эффективному усвоению материала, эти — по эффективной обратной связи и т.д. Учителя их быстро схватывают, шлифуют, предлагают свои модификации.

Разработчикам технологии нужно пояснять: если вы хотите получить то-то и то-то, тогда делайте вот так. А если хотите получить продукт с другими параметрами, пользуйтесь другой технологией. Педагогические технологии зародились в индустриальном обществе.

Значит, в первую очередь нужны технологии обучения, которые должны гарантировать высокий, устойчивый уровень общеучебных умений и навыков.

Вывод: налицо технологический вакуум. Образовательная индустрия у нас фактически отсутствует, так как требует колоссальных затрат. Не прописаны специфика, система реализации данной технологии в конкретном учебном предмете. Не приложен хотя бы блок уроков по той или иной технологии.
Учителя необходимо вооружать педагогическими технологиями, технологическим инструментарием. Именно практикующим учительством востребованы педагогические технологии.

Их внедрением должны заниматься специальные центры, работающие максимально конкретно, отвечающие за свою работу. Делать это не только на курсах повышения квалификации, но и непосредственно в школах или в образовательных центрах при высших учебных заведениях.

Институты усовершенствования! Найдите, поддержите, изучите опыт своих мастеров-практиков, помогите им выстроить теоретическое объяснение используемых ими технологий. В литературе опыт 10-летней давности, новое сейчас в школе, на уроке в процессе апробации без официально спущенных и оплаченных экспериментов.

Участники предлагают литературу:

 

Владение технологиями повышает эффективность процесса обучения. Проблемным в использовании педагогических технологий считаю (Н.В. Богачёва) отсутствие учебно-методического сопровождения. Скажем так: не с чем сверится – правильно ли ты делаешь, когда разрабатываешь методический и дидактический материал.
В заключении могу отметить, что разговор между участником был очень содержательным, интересным, практико-ориентированным.
С уважением, автор отчета Богачева Наталия Владимировна.

Комментарии к “Откуда появился ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ВАКУУМ в практическом образовании?

  1. Елена говорит:

    Вакуум появился в нашей жизни с развалом государства. НЕ СТАЛО ИДЕИ, РАДИ ЧЕГО МЫ УЧИМСЯ! Мы покупаем и продаем чужое, почти не производя своё.
    Мы – потребители, ждущие готового.., таким нас делает кто или что?
    Почему я помню многое из того, что еще учила в школе раньше, без всяких супертехнологий, а дети забывают то, что было вчера, запоминая, например… фон презентации…
    Объясняю коллегам, что нет смысла в такой «лишьбыпрезентации»… но если они могут сделать только это…
    Нужны качественные продукты для использования любым учителем, независимо от его уровня компьютерной грамотности.
    Нужны творческие учителя.
    Нужны УЧЕНИКИ, которые ХОТЯТ учиться.
    Нужно государство, которому НУЖНЫ СПЕЦИАЛИСТЫ.

  2. Галина Генриховна говорит:

    ИКТ в образовании-необходимость,продиктованная днем сегодняшним. К технологии это зачастую не имеет никакого отношения. Но! В угоду аттестационным требованиям(и другим,связанным с понятием»современный урок»), многие учителя(педагоги ССУЗов), внося в урок интернет-ресурсы,электронные ребусы,тесты и прочее), лишают УРОК его дидактической насыщенности.
    Отсутствие диалога между учителем и учеником, которое предполагает собеседование, выявление, нахождение общих точек во взгляде на суть вещей- вот главный урон «современного урока». Никто и ничем не взволнован, не озадачен, а значит и не любопытен в отношении результатов постижения той или иной темы. Необходимо очень дозировано относится ко всем разработкам, которые размещены на ЦОР и ФЦИОР.

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.