Основные требования к модулям самообучения

UDALEMKAS

В Дидакторе не раз рассматривались различные аспекты конструирования онлайн уроков. Но большей частью мы касались цифровых инструментов, с помощью которых можно работать в режиме синхронного и асинхронного дистанционного обучения. Вопросы методического характера до сих пор требуют серьёзной проработки. Мы все прекрасно понимаем, что возрастные особенности учащихся вносят свои коррективы на всех этапах подготовки и проведения онлайн уроков. И отмахиваться от возникающих методических и организационных проблем было бы крайне губительно, если мы беспокоимся о качестве удалённого обучения. 

Прекрасно можно понять Министерство просвещения, руководителей образовательных учреждений, учителей, учеников и родителей, торопившихся к возврату к привычным формам очного обучения. Потому что удалёнка серьёзно отразилась на качестве обучения.

Если отсутствует должная мотивация учащихся, любые самые современные технологии дистанционного обучения обречены на провал.

И в то же время мы не должны забывать, что удалённое обучение является хорошим полигоном для формирования у учащихся навыков самообучения. Но для того, чтобы способствовать развитию таких навыков, при конструированию онлайн уроков  необходимо соблюдение следующих принципов.

Модульное построение

Каждый из онлайн уроков должен состоять из нескольких взаимосвязанных, но дидактически самостоятельных модулей самообучения со своими учебными целями, задачами и ожидаемыми результатами.

Гибкость

Мы должны создать условия гибкого использования модулей  учащимися без ограничения во времени и с возможностью работать на нескольких уровнях сложности.

Самостоятельность модулей

Рассматривая модули самообучения как самостоятельные дидактические единицы, необходимо рассматривать перспективу их долгосрочного и устойчивого использования. Ученик должен иметь возможность всегда вернуться к нему на любом из этапов обучения.

перевёрнутое обучение

В Дидакторе не один раз подчёркивалось, что в синхронном режиме онлайн урока-видеоконференции мы не можем считать удовлетворительными условия для всех обучающихся в силу ряда причин, и поэтому более верным будет ориентация на предварительное использование модулей самообучения перед синхронным онлайн общением. В таком случае синхронные онлайн уроки могут быть консультациями, организацией обсуждения, но не изучением нового учебного материала.

Разнообразие

С большим удовлетворением можно констатировать, насколько в последние годы стали разнообразными цифровые инструменты, благодаря которым можно создавать не похожие друг  на друга, разнообразные по форме и содержанию модули самообучения. Разнообразие форм онлайн обучения способствует повышению его эффективности.

Персонализация обучения

Персонализация обучения должна отражаться в конкретных формах организации образовательного процесса. Очень важно персонализировать модули самообучения. Мы должны создавать такие модули, которые позволяют учащимся работать в присущем им собственном темпе и выбирать присущие их психофизическим особенностям источники учебной информации.

Саморазвитие учащихся

Мы должны беспокоиться о проблеме развития самоорганизации учащихся. Должны учить учеников учиться. Сами по себе модули самообучения ничего не решат, если ученик не будет работать над собой, не научится организовывать своё рабочее время. Только тогда модули самообучения будут  продуктивно использоваться.

Разумное использование

Безусловно, мы должны думать о том,  что отдельные ученики могут быть перегружены обучением с помощью созданных нами модулей самообучения. Возможно для них необходимы будут другие формы: индивидуальных очных и дистанционных встреч в Скайпе или другом приложении.

Открытость

Если те сервисы и приложения, в которых вы работали над модулями самообучения, позволяют, публикуйте их для свободного доступа другими учителями. Обмен модулями в специализированных библиотеках поможет сделать их более совершенными.

Уверен, что удалённое обучение школьников не останется только в воспоминаниях. В той или иной форме мы будем возвращаться к нему. Но главное, чтобы оно было дидактически оправданным и методически выверенным.

Один комментарий к “Основные требования к модулям самообучения

Добавить комментарий для Валентина Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.