Основные принципы дизайна учебной презентации. Советы вузовским коллегам

Boring-Lecture-1

Случайно оказался на одной из вузовских лекций. Преподаватель сопровождал своё выступление мультимедийной презентацией. Мелькали слайды, изобилующие текстом. Время от времени уважаемый лектор останавливался, чтобы студенты переписали важные фразы или засняли на свои мобильники.  Ничего, кроме сожаления о таком бездарном подходе, это не вызывает.

Знаю, что в ряде вузов, колледжей и школ мультимедийное сопровождение является чуть ли не обязательным требованием. Наблюдаю за аудиторией и делаю выводы: такая лекция не может отвлечь студентов от мечтаний, текстовых сообщений на своих телефонах перешёптываний. И даже предстоящий экзамен не тревожит студентов.

Казалось, уже много имеется разработанных рекомендаций о дизайне мультимедийной лекции, мультимедийного урока. Но многие наши педагоги так и застряли в начале XXI века, когда одно включение проектора и демонстрация каких-то картинок и текста вызывали восторг.

Ошибка, которую совершают многие преподаватели, заключается в приоритете учебного содержания над тем, как они его предоставляют.

Это приводит к скучным, утомительным лекциям, которые отдаляют от преподавателей даже самых преданных студентов и учеников.

Эта статья предназначена, прежде всего, для преподавателей вузов и колледжей. Но, думаю, и учителям будет не бесполезно ещё раз вспомнить принципы дизайна мультимедийного урока, лекции. Соблюдение этих принципов может привлечь внимание ваших студентов, учеников.

Вот семь принципов дизайна презентации, которые могут привлечь внимание ваших студентов:

минимум учебной информации

Когда дело доходит до представления важной информации, заманчиво использовать полные предложения для определения ключевых терминов или объяснения основных понятий. Но это создает сплошную стену текста, который приведёт к тому, что у студентов появятся стеклянные глаза.

lek1

Это неправильно!

Люди ходят на лекции, чтобы слушать, а не читать. При разработке учебной презентации необходимо иметь это в виду. Не старайтесь охватить целые разделы контента на одном слайде.

Один слайд должен содержать только одну идею.

Это не просто помогает логике презентации; это уменьшает количество текста на каждом слайде.

lek

Чем меньше текста вы используете, тем больше визуального воздействия оказывает ваш слайд.

lek2

Структурируйте свой контент

Создание презентации — это как яркое повествование. Оно должно иметь ясное начало, возбуждающую середину и  запоминающийся конец. В более академическом смысле мультимедийная лекция должна начинаться с точки открытия (главной идеи), удерживать внимание  интересным содержанием и в то же время демонстрацией проблем, разных точек зрения. А заканчиваться лекция должна выводом, который всё это объединит.

Структурированный подход создает чёткую связь между всеми вашими слайдами, что делает их лёгкими для восприятия вашей аудиторией. Поскольку каждая точка  открытия (идеи) естественным образом переходит в следующую, эта хорошо структурированная лекция помогает сохранить информацию.

Используйте изображения везде, где вы можете

Одним из самых важных принципов дизайна презентаций является использование визуальных эффектов. Давно известно, что девяносто процентов информации, передаваемой в мозг, является визуальной, и она обрабатывает эти визуальные эффекты в 60 000 раз быстрее, чем текст.

Если вы используете фотографии, картины или графику, — все эти изображения помогают вашей аудитории визуализировать и обрабатывать учебную информацию, представленную на слайде. Эти изображения могут быть откуда угодно:

  • вы можете подготовить их самостоятельно,
  • вы можете использовать необычные, привлекающие внимание изображения, найденные на сайтах.

Всё зависит от вашего воображения.

Есть только одно правило: никогда не используйте просто так бессмысленные, несодержательные картинки для сопровождения текста. Никогда!!!

обратите внимание на цветовой дизайн

При создании презентации лучше всего выбрать шрифт и цветовую палитру слайдов на ранних стадиях. Выберите 3-4 контрастных, но взаимо сочетающихся цвета. Это позволит легче создавать ваши слайды с учётом размещения текста, графики и изображений для демонстрации их на экране. Соблюдайте единый цветовой дизайн на протяжении всей лекции.  Это способствует ощущению студентами цельности всей вашей лекции.

Белое пространство — ваш друг

Это один из самых забытых элементов оформления учебной презентации. Может показаться, что лучше всего полностью заполнить пространство, которое дает вам слайд, но сохранение некоторого белого пространства может положительно повлиять на дизайн вашей презентации.

Используйте  более широкие поля, чтобы привлечь внимание к центру слайда. Это может быть текст или изображение, которые вы разместили там. Большое белое пространство поможет вам избежать загромождения слайдов и убедит студентов, что вы включили в слайд наиболее важную информацию.

Чтобы выбрать лучший цветовой дизайн своей мультимедийной лекции, вы можете найти целый ряд дружественных академичных шаблонов презентаций в Microsoft PowerPoint. Есть даже целые веб-сайты, как Canva, посвященный созданию эстетически приятных слайдов и изображений.

Быть интерактивными

Новые способы взаимодействия с аудиторией позволяют разбудить сонное царство студентов. Вы можете организовать живые опросы, обратную связь в мультимедийных лекциях с помощью инструмента Q&A в Google-презентациях или онлайн сервиса Zeetings. Таким образом вы привлечёте внимание ваших студентов. Это поможет вам лучше понять, насколько студентам понятно содержание лекции, а также выяснить, какие концепции или идеи они находят наиболее интересными.

Более того, что такое живое взаимодействие приведёт не только к увеличению вовлеченности вашей аудитории, но полученная обратная связь поможет вам проектировать и создавать контент ваших будущих лекций.

Это ваш беспроигрышный вариант.

используйте Видео 

Если изображение является эффективным инструментом визуализации учебной информации, то видео контент является высшей точкой наглядно-образного метода обучения. Разумное сочетание видео и аудио каналов делает его весьма привлекательным

Лучше всего использовать видео только один или два раза за презентацию.

В противном случае, мы рискуем, как бы видео не отвлекло студентов от остальной части вашей лекции. Видео лучше всего использовать, чтобы подчеркнуть какую-то идею или привлечь вашу аудиторию к ключевой части презентации.

Соблюдение этих принципов оформления презентаций не только сделает лекции более интересными, но и вовлечёт студентов в активную мыслительную деятельность тут же в аудитории.

По окончании лекции посмотрите сохранившиеся комментарии и вопросы студентов, если  вы использовали указанные варианты интерактивных лекций. Это поможет вам при подготовке следующих лекционных занятий.

Один комментарий к “Основные принципы дизайна учебной презентации. Советы вузовским коллегам

  1. Валентина говорит:

    Очень верные мысли! Работаю в колледже, иногда смотришь презентации коллег- типовые шаблоны, много текста — сразу пропадет интерес. Очень сильным средством визуализации является цвет, но в PowerPoint не всегда удаётся найти свежие актуальные цвета. Своим студентам я рекомендую создавать свои цветовые палитры на основы современных рекомендаций по цвету. Можно конечно и к Pantone обратиться, но часто современные палитры можно найти в журналах по дизайну, например http://www.interior.ru/design/trend/4971-tsvet-2019-chto-v-mode.html. Для себя каждый год создаю новые палитры с помощью ColorZilla. Но можно и Paint использовать. Даже если просто фон слайда залит актуальным цветом, презентация выглядит современно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.