Основные акценты 2020-2021 учебного года

karantin

Пандемия ускорила историческое преобразование отечественного и, конечно, мирового образования. Помимо большого количества вебинаров о том, КАК обучать в условиях удалёнки, педагоги общаются, дискутируют о том, как лучше всего реагировать на новые вызовы. О том, что является наиболее важным в образовании, независимо от способа доставки знаний. Педагоги, ученики и их родители, руководители образования всех уровней давно убедились, что ничего нет хуже неопределённости. В этой статье хочу остановиться на основных акцентах, которые должны являться фундаментом для нашей уверенности, что мы выйдем с достоинством из такой сложной ситуации.

Основными акцентами в образовании должны  быть благополучие, вовлечённость учащихся в образовательный процесс и обратная связь. Представьте себе пирамиду, в которой благополучие — это её основание.

piramida

БЛАГОПОЛУЧИЕ

Благополучие — это основа основ. В нашей стране — это государственная политика.  Как бы мы критически не относились, обсуждая на кухне и в социальных сетях ситуацию в нашей стране, но, по крайней мере, декларирование материального и морального благополучия населения в эпоху коронавируса вселяет определённую уверенность в завтрашнем дне.

Если физическое, умственное, эмоциональное, социальное и духовное благополучие учеников и учителей останется позитивным, то всё остальное не имеет значения.

 Прежде чем обращаться к тем или иным технологиям дистанционного или смешанного обучения, руководители образования всех звеньев должны гарантировать, что они заботятся о благополучии учителей и учеников. С этой целью они должны регулярно общаться с учителями, чтобы проверить их работу в удобное для них время. Достаточно задать учителям два простых вопроса: «как у вас дела?»и “чем вам помочь?”

В новых чрезвычайных условиях административный нажим не только вреден, но даже смешён.

Кроме того, учителя и руководители школ должны регулярно  звонить домой каждому ученику, чтобы побеспокоиться о его благополучии. Простые звонки не о домашнем задании, а забота о благополучии ребёнка и его семьи. Ученик не должен чувствовать себя изолированным от школы. Возможно некоторые семьи столкнулись с материальными трудностями из-за потери работы. Подумайте, чем вы можете помочь, к каким организациям можете обратиться. Приобщайте к этому учеников-волонтёров. Создайте горячую линию технической поддержки. Привлеките к этому продвинутых в компьютерных технологиях учащихся. Это поможет ученикам и семьям справиться с технологическими проблемами, возникающими в результате дистанционного обучения.

 поддержка

Второй уровень пирамиды — вовлечённость учащихся в образовательный процес. Безусловно, наши ученики не  будут учиться, если они не будут заняты какими-то конкретными образовательными задачами. Независимо от того, происходит ли обучение виртуально или очно, можно выделить четыре вида вовлечённости:

  • контент,
  • соревновательность,
  • сотрудничество
  • творчество.

Содержание: в течение весны 2020 года многие учителя обнаружили для себя целый ряд инновационных способов доставки контента. Школы, которые уже использовали образовательные платформы, к примеру, ЯКласс, Учи.руРЭШ или Лекту,  сделали переход к онлайн-доставке контента относительно плавным. В апреле-мае появился целый ряд новых образовательных платформ. А многие учителя научились самостоятельно создавать коллекции образовательных ресурсов, используя для этого легко доступные и, как правило, бесплатные приложения.

Эти инструменты чаще всего позволяют не только предоставлять образовательные материалы, но и получать обратную связь.

Соревнование: дружеское соревнование, особенно для проверки базовых знаний, всегда было отличным способом вовлечения учащихся. Дидактор не один раз описывал инструменты, позволяющие организовать командные соревнования или соревнования между отдельными учащимися.

Сотрудничество: с переходом к дистанционному обучению учителя провели ревизию тех  инструментов, которые они использовали ранее для виртуального сотрудничества учащихся. Такие приложения как Padlet, Netboard, Wakelet  и многие другие  позволяют преподавателям отслеживать дискуссии практически по мере того, как  ученики загружают и обсуждают значимые образовательные ресурсы. Такие инструменты позволяют организовать цифровое рабочее пространство для виртуального сотрудничества,  публиковать, группировать и реорганизовывать идеи асинхронно или в режиме реального времени.

Творчество: создание контента для учащихся обеспечивает автономию обучения и  способствует значительному повышению вовлеченности. Такие инструменты , как WriteReader,  другие приложения по созданию интерактивных книг,  онлайн презентаций и т.д, позволяют ученикам создавать свои проекты, визуализировать их. ScreencastifyGoFormative и Loom помогают им комментировать и объяснять сложные проблемы. Padlet,  Flipgrid и ряд других приложений способствуют отправке  фотографий и видео для обеспечения обратной связи между учителями и учениками. Видеоредакторы предоставляют возможность создать  свои собственные видео и анимированные истории.

обратная связь

Наша осознанная практика удалённого обучения содействует качественному обучению.  Все инструменты, которые мы используем для вовлечения учащихся в удалённое образовательное пространство, предлагают возможности как для глубокой, так и для немедленной, оперативной обратной связи.

Независимо от того, какие инструменты используются, многие учителя знают, что им нужно установить критерии качества успешного удалённого обучения.

Критерии эффективного обучения включают ответы на следующие вопросы:

  • Как выглядит хорошая учебная задача?,
  • Что она даёт ученику? 
  • Ученикам нужны примеры и мотивы для самообучения.

При наличии чётких критериев успешности ученики могут проводить не только самостоятельную, но и экспертную, исследовательскую работу. Вместо того, чтобы беспокоиться о запоминании учениками содержания, стратегически думающие учителя заботятся о формировании у учащихся учебных навыков и их способности продемонстрировать прочность своих знаний, применить их на практике, уметь анализировать и обобщать. И естественно, учитель думает, как может  обеспечить такую обратную связь, чтобы помочь учащимся достичь этого.

______________________________________________________

С учётом неопредёленности, ожидающей нас в течение текущего учебного года, ясность в этих трёх областях является более важной, чем когда-либо. Правда заключается в том, что благополучие, вовлечённость и обратная связь отнюдь не новы. Они всегда были ключом к хорошему образованию. Нам просто нужно использовать данный подход, чтобы успешно реализовать эти три важнейших компонента в ближайшие месяцы.

Идея пирамиды взята из полемической статьи сайта Образовательного фонда Джорджа Лукаса.

Рубрики: медиадидактика

Комментарии к “Основные акценты 2020-2021 учебного года

  1. Ольга говорит:

    Георгий Осипович, добрый день. Я хотела бы задать Вам 2 вопроса:
    1. Можете ли Вы посмотреть платформу для ведения проектной деятельность «Реактор» (https://reactor.su/ru). Прокомментировать ее со своей профессиональной точки зрения.
    2. В нашей школе ввели учебный предмет «Индивидуальный проект» в 10 кл. Какие можно предложить учащимся платформы или ресурсы, чтобы они использовали их, чтобы создавать свои проекты. ОБЗОРНЫЙ КОММЕНТАРИЙ.
    Спасибо Вам огромно!

    • Георгий говорит:

      Добрый вечер, Ольга! Обязательно посмотрю и сообщу своё мнение.

    • Георгий говорит:

      Здравствуйте, Ольга! Спасибо за ссылку на «Реактор». Он помогает систематизировать проектную деятельность. Но каждому ученику необходимо регистрироваться, размещать контент, писать план проекта и прочее. Для обучения проектной деятельности и создания проектов весьма полезной будет площадка Глобаллаб. Но там, как правило, необходимо работать и показывать совместные проекты. А Ваша задача, как я понимаю, разместить на одной платформе проекты учащихся. На мой взгляд, для этого подойдёт созданная Вами платформа на основе какого-нибудь конструктора сайтов. К примеру, Гугл сайты с предоставлением учениками функций редактирования. Или посмотрите замечательную платформу Netboard. Создав её, Вы можете предоставить ребятам функции редактирования и они смогут размещать свои проекты, описывать их, вставлять необходимые материалы.

  2. Улжан Баймухамедова говорит:

    Спасибо за статью. Поймала себя на мысли; что почти всё своё свободное время думаю о работе. 🤦‍♀️

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.