Обучение в цифровую эпоху. Есть время оглянуться

persp

Завершается необычно напряжённый учебный год. Впереди у учителя ответственная и хлопотная пора перенесённого ЕГЭ, который пройдёт в необычном формате. Отпуск, который пройдёт неизвестно как. Но уже сейчас, на мой взгляд, есть необходимость оглянуться. Подвести предварительные итоги, задуматься, насколько изменится педагогическая практика в новом учебном году. И как учителю к ней подготовиться.

Независимо от нынешних чрезвычайных обстоятельств, педагоги постоянно сталкиваются с важными, порой, философскими вопросами:

  • Как как я могу эффективно обучать всё более разнообразное ученичество и студенчество?
  • Как я организую обучение и буду поддерживать обратную связь с обучаемыми по мере изменения обстоятельств, появившихся трудностей у отдельных учеников?
  • Как я буду использовать мультимедийные и другие ресурсы для построения своей образовательной практики и множество других вопросов.

Право выбора

Безусловно, исходя из поставленных вопросов, учитель планирует будущий учебный год для того, чтобы провести своеобразную инвентаризацию своих планов и поурочных разработок. Он задумывается над тем, что надо изменить, что устарело.

1. Перестановка на своих виртуальных и реальных книжных полках. Учитель определяется, какой учебный контент должен быть предъявлен в ходе живого педагогического общения, какой в режиме смешанного обучения и какой полностью онлайн.

2. Выбор образовательных стратегий, которые лучше всего работают в технологически насыщенной среде с учётом привязки к конкретным условиям региона, школы, конкретного класса.

3. Выбор наиболее эффективных методов обучения для смешанных и онлайн-занятий. К сожалению, учитель часто вынужден подчиняться обстоятельствам. Образовательные платформы и даже конкретные цифровые инструменты навязываются сверху. Это самым отрицательным образом сказывается на методике проведения занятий. А по сути как таковой методики часто и не бывает. Учитель судорожно изучает цифровые платформы, инструменты. Как создать аккаунт, как создать класс, как создать видеоконференцию как отправить контент и пр. Тут уж не до методики.

4. Выбор наиболее содержательного доступного образовательного контента, будь то текст, аудио, видео, симуляторы и тренажёры. Их предназначение — принести максимальную пользу ученикам и учителю, который примеряет эти образовательные источники под свой предмет, под возрастные и другие особенности учащихся.

5. Самообразование. Как я могу поддерживать качество обучения и подбираемых образовательных ресурсов в быстро меняющейся среде обучения? Задавая себе такой вопрос, учитель ищет вебинарные площадки, участвует в онлайн конференциях и мастер-классах, часто не надеясь на неповоротливые курсы повышения квалификации.

6. Самостоятельная экспертиза образовательных платформ. Каковы реальные возможности для обучения дистанционных образовательных платформ, онлайн учебников? Многие из них появились скоропалительно в условиях пандемии с большими недочётами и явно провальными решениями. Хочется надеяться, что их авторы используют эти каникулярные месяцы для работы над ошибками, для серьёзного обновления своих площадок. Я уже получаю письма от руководителей некоторых площадок с известиями о том, что они уже  приступили к плановой реконструкции.

Учитель и цифровая эпоха

В цифровую эпоху мы окружены новыми технологиями и, по сути, даже не замечаем, насколько погружены в них и зависим от виджетов и гаджетов. Кроме того, мы обращаем внимание на то, что темпы технологических изменений никак не замедляются. Технологии ведут к тотальным изменениям в экономике, в социальной сфере.

Цифровые технологии всё активнее влияют на то, как мы общаемся и взаимодействуем. И всё больше интегрируются в образовательный процесс. Однако наши учебные заведения создавались  для другой, предыдущей индустриальной эпохи. И далеко не всегда готовы принять новые обстоятельства и гармонично им соответствовать.

Педагоги всех школ, техникумов, колледжей и вузов сталкиваются с огромной проблемой перемен. Каким образом мы можем гарантировать, что готовим выпускников всех уровней, которые смогут комфортно войти в это всё более изменчивое, неопределённое, сложное и неоднозначное будущее?

Что мы должны продолжать отстаивать в наших методах обучения и образовательной системе вообще, и что нужно изменить?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам выделено немного времени. Но задуматься и принять меры уже необходимо. Причём всем: образовательным чиновникам, руководителям образовательных учреждений, каждому педагогу в отдельности. На круглых столах и конференциях стоит обсудить

  • основные изменения, которые могут привести к переосмыслению обучения
  • определение необходимых ученику знаний и компетенций и соответствующих им методов обучения
  • анализ ключевых характеристик информационно-образовательных технологий применительно к педагогической практике и нашим реальным возможностям
  • определение стратегий высококачественного обучения в цифровую эпоху.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.