В преддверии нового учебного года учителю важно рационально организовать свой труд, в том числе и с цифровыми образовательными ресурсами. Этому была посвящена опубликованная год назад статья «Как облегчить работу учителя в Интернете». В ней давалась характеристика основным электронным библиотекам, энциклопедиям и справочникам.
Разумеется, невозможно было охватить все. Да и пользы от статьи, перенасыщенной большим количеством ссылок, видимо, было бы мало. Думаю, весьма полезным будет экскурс по ряду отечественных и зарубежных электронных библиотек, чья работа, прежде всего, направлена на образование.
Один из наиболее масштабных проектов — это Национальная Научная Цифровая Библиотека ( США).
Библиотека (в оригинале The National Science Digital Library, NSDL) была создана в 2000 году, чтобы обеспечить единую точку доступа к множеству разрозненных электронных ресурсов. Эта онлайновая сеть, прежде всего, ориентирована на естественнонаучное, математическое, инженерное и технологическое образование.
Разработчики нашли оригинальный подход к навигации по огромному морю научной и учебной информации. Это, прежде всего, Карты научной грамотности (Science Literacy Maps), цель которых является кратчайший поиск необходимого учебного материала и выявления степени обученности ученика.
Это интерактивная карта. Ученик или учитель могут не только оперативно найти необходимую для них информацию по выбранной проблеме. Карта помогает протестировать ученика, выявить его уровень обученности и в дальнейшем ликвидировать выявленные пробелы в знаниях.
Огромное число образовательных и научных ресурсов предназначено для учителя. После выбора предметной области перед педагогом раскрывается большой перечень интернет-ресурсов, где он получает доступ к конкретным материалам: статьям, конспектам уроков, динамическим моделям, изображениям и т.п.
Например, нажав на ссылку химия, учитель получает доступ к цифровой библиотеке «Химическое образование».
Даже сам перечень ресурсов захватывает: интерактивная периодическая система Д.И. Менделеева, которая предоставляет подробнейшую информацию о каждом элементе, с демонстрацией видео, 3D-моделями, изображением кристаллических решеток и многим другим. Отдельно собрана большая коллекция интерактивных 3d-моделей.
А раздел ChemPRIME предназначен для увлеченных химией, для её комплексного изучения в интеграции с другими предметными дисциплинами.
Успех проекта NSDL заключается в сотрудничестве целого ряда научных и образовательных учреждений, которые направлены на эффективную поддержку образования.