Образовательные ресурсы Института новых технологий

intLogo

Дидактор продолжает обзоры образовательных продуктов. Сегодня мы публикуем большое интервью,  посвящённое продукции  Института Новых Технологий (ИНТ). Это учреждение существует уже более 20 лет и сыграло заметную роль в информатизации отечественного образования.

Помимо собственных обучающих средств и электронных пособий, специалисты института следят за мировым образовательным рынком и адаптируют для российских пользователей лучшие образовательные ресурсы.

int

Институт участвует в реализации общероссийских и международных образовательных проектов, обучают и консультируют учителей, методистов, администраторов; организуют  конкурсы и олимпиады.

На вопросы Дидактора отвечает руководитель Отдела разработки и методического сопровождения  ИНТ Михаил Шапиро.

shapiro

— Михаил, ваш институт существует уже более 20 лет. Уже есть ряд образовательных ресурсов, широко известных педагогической общественности. Но иногда старые подходы уже не срабатывают…

— Если подходы, это методы обучения-воспитания, то, по-моему, человечество всегда знало, как это делать правильно. Главное  — это учет особенностей ученика, (сейчас модно говорить «индивидуальная траектория»), реальный опыт (экспериментирование, применение знаний на практике), мотивация (интерес, успех, уважение).

Для учителя в обычной школе с массой учеников и чиновничеством наверху это очень трудные задачи. Современные технологии помогают реализовать эти старые подходы, почти нереализуемые в массовой школе еще недавно, и мало реализуемые сейчас.

Сейчас, по крайней мере, новые технологии дают учителю инструмент. Но надо признать, у учителя пока все еще довольно много препятствий, чтобы успеть освоить этот современный инструмент.

В смысле технологий, образовательных продуктов, «отстать» от прогресса нам трудно, поскольку основная деятельность института — это анализ достижений образования по всему миру, русификация лучших достижений, локализация их для российской школы.

Причем то, что мы предлагаем школам, это вовсе необязательно что-то новое, которое появилось только что. Как правило, мы предлагаем «непревзойденное».

Яркие примеры — виртуальные физические и химические лаборатории, лаборатории по математике.

Живая Физика,

202_35

Живая Математика,

1628_35

Интерактивная стереометрия,

994_35

АвтоГраф,

879_35

химические и физические лаборатории ЕНКа

chem3

Им всем по нынешним меркам много лет, по первым их версиям могли учиться родители нынешних учеников. Но они с самого начала создавались специально для школ, это плод творчества больших команд, в которые входили педагоги и ученые, можно сказать, что в них воплотились мечты об учительском инструменте, при помощи которого в школу пришла бы самостоятельная исследовательская, опытная деятельность.

С тех пор появилось множество подобных продуктов, многие из них делают примерно то же, они более красочные и более дешевые, даже бесплатные. Но они, в общем-то, игрушки, в них можно быстро и красиво нарисовать шестиугольник, превратить брусок в жидкость, кусочек плазмы или газовое облако.

Но это ведь не модель, пригодная для честного исследования. По методологической продуманности, по возможностям определить объект, исследовать и выявить закономерности его поведения — старые «бренды» пока наверху, заменять их незачем.

— Как вами учитываются новые образовательные реалии?

Что Вы имеете в виду? Если речь про электронные дневники, то для этого мы ничего не сделали.

Мы также ничего существенного не сделали для подготовки к ЕГЭ или к ГИА, в том смысле, в котором это обычно понимается (тренировка). Существующие специальные веб-ресурсы (например, на Яндексе), а также система треннингов, которая стала частью учебного расписания в школах, не оставили нам достойного места на этом рынке. И мы не жалеем.

Наше поле — это сам образовательный процесс, освоение знаний, а не отчетность, хотя конечно отчетность, контроль очень важны.

Другое дело ФГОС. Например, в начальную школу пришел естественно-научный эксперимент, она ориентируется на деятельностное обучение. Эксперимент, активная деятельность ученика — это наше. Упомяну только два продукта — творческая среда ПервоЛого и цифровая лаборатория ЛабДиск.

Результат творческой деятельности в ПервоЛого — обычно мультфильм.

samplePL

Чтобы его создать, ученик использует всевозможные компьютерные технологии (работа с текстом, изображениями, видео, звуком). Все события фильма задаются программой.

Ученик программирует на образном «картиночном» языке, ему даже уметь читать и писать для этого не обязательно. Но возможности этого языка весьма велики, так что в ПервоЛого с удовольствием развлекаются и взрослые, особенно пока у них маленькие дети.

Кроме чисто технической работы — тут все стороны созидательной деятельности, поле для коллективного творчества, — ведь чтобы создать фильм, нужно придумать сюжет, подобрать-создать художественное решение, обеспечить звук, то есть спеть, сыграть, озвучить, ну и наконец, провести продуктивные творческие дискуссии, чтобы представить-защитить свои идеи, научиться воспринимать чужие.

Лаборатория ЛабДиск — это минимум вспомогательных действий по подготовке опыта, никаких проводов, никаких приборов.

b4829d0a-9079-11e2-82a3-002354bc2fa8

Маленький диск на ладони, все датчики в нем. Нажал кнопочку и начал измерение. Все измерения запоминаются, потом их можно представлять в разном виде, обдумывать, обсуждать, анализировать.

Сюда необходимо добавить Кликер 6.

1807_35

Здесь дети тоже могут создавать «продукт» — так называемые «живые книжки», используя всевозможные инструменты информационных технологий. Но тут упор на индивидуализацию учебной среды.

Учитель может сам создавать интерфейс для своих учеников, фактически он сам создает образовательную программу (задания), определяет контент, действия ученика, логику подсказок, проверок и тому подобное.

Кликер 6 (русская версия — Живое Слово) создавался для специальных учебных заведений, для детей с ограниченными возможностями здоровья, но он сейчас успешно работает и в обычной начальной школе и в детских садах, его используют на занятиях по чтению, письму, окружающему миру, истории, иностранному языку, ну собственно это инструмент для создания интерактивных пособий — поэтому применять его можно где угодно.

— Школы значительно изменились. Другие дети. Другой учитель. Другое материальное оснащение школ. Насколько адекватна продукция компании новым реалиям?

— В первую очередь это следствие компьютеризации, да произошла информационная революция. Компьютер перестал быть объектом изучения, как это было несколько лет назад, он становится повседневным инструментом. Дети освоили компьютер незаметно для себя. Теперь и для учителей он перестает быть вызовом.

Теперь время от времени учитель говорит, что случайно нашел в столе, или где-нибудь у завхоза наши диски (иногда, дискеты) но программы не устанавливаются на новые системы, книжки утеряны, он хочет с этой программой работать, но не может, просит дать ему новые версии. Ну то есть наши продукты давно «адекватны»…

К новым реалиям безусловно нужно отнести радикально возросшую доступность интернета.

А также быстро развивающийся новый тип образовательных продуктов, этаких комплексов, в которых есть все — готовые очень хорошие, красивые интерактивные задания, система автоматической коррекции индивидуальной траектории каждого ребенка, разного рода симпатичные завлекалочки, повышающие мотивацию, а также инструментарий учительского контроля и анализа продвижения учеников: от каждого до всей школы, а еще родительский контроль, социальная сеть.

Для работы — достаточно выхода в интернет, устанавливать на компьютер ничего не требуется. Такого рода продукты сейчас в центре внимания, они всегда есть среди победителей международных образовательных форумов.

И, хотя такой тип образовательного продукта (все готовенькое, нет простора для творчества) — не совсем наше кредо, однако, мы локализовали и адаптировали лучшего на наш взгляд представителя этого течения,  у нас он называется Математический тренажер «МатРешка».

— Да, в Дидакторе приводился пример этого весьма удачного онлайн тренажёра.

— Спасибо. Мы с удовольствием отмечаем, что этот тренажёр реально повышает математические знания и прививает любовь к предмету.

Учитывая такое многообразие, есть ли в Институте определённая система в подготовке образовательных ресурсов? Единая платформа? Единая стратегия? Причем это касается не только информационно-образовательных ресурсов.

— Единой платформы нет, и ее не должно быть, по-моему, иначе скоро наступит момент, когда платформа начнет тормозить.

Однако никто не запрещает продукту жить своей жизнью, развиваться, захватывая новые сферы. Это сейчас происходит с ПервоЛого.

Продукт становится своеобразной рабочей тетрадью, которая все время открыта перед учеником начальных классов.

Ученик в ней пишет, используя встроенные средства контроля правописания, рисует, решает примеры, выполняет подготовленные учителем проекты-задания ну и так далее. С появлением модуля ЛогоКлавиатор у ПервоЛого появились функции клавиатурного тренажера, тренажера по русскому языку, по любому предмету, где возможны текстовые упражнения.

1428_35

Учитель теперь может автоматически получать отчеты о работе каждого ученика, увидеть «больные» места, создать пресловутую индивидуальную траекторию как для отдельного ученика, так и для всего класса.

Что касается стратегии, то она определяется нашими представлениями об идеальной школе. Мы хотим, чтобы школа была местом, где всем хорошо и интересно, где ко всем приходит успех, уважение и признание. Мы хотим, чтобы из школы выходили уверенные в себе люди, умеющие искать ответы на вопросы, критически мыслить, понимающие, что такое труд, творческий успех и мастерство.

Мы хотим, чтобы таким стал каждый ученик, какими бы природными задатками он не обладал, из какой бы культурной среды он не происходил, какие бы ограничения не накладывало на него его здоровье.

— Вообще для дошкольников цифровые образовательные ресурсы должны использоваться весьма дозированно. Я заметил, что вы предлагаете много некомпьютерных развивающих образовательных игрушек. Хотелось бы о них тоже узнать подробнее. Что есть, что планируется?

— Ответом будет продолжение моей тирады о стратегии и идеале. Мы ищем, адаптируем, разрабатываем и предлагаем образовательным учреждениям громадный арсенал инструментов, чтобы каждый ребенок нашел в них что-то свое, что его зацепит, что станет основой развития его способностей, его будущей самодостаточности.

В этом арсенале развивающие игры, в том числе почти совсем кубики, приспособления для художественного творчества, занятия физкультурой, станки, разнообразные музыкальные инструменты, лаборатории.

1737_35

Здесь же разнообразные коллекции, облегчающие доступ к достижениям человеческой культуры, причем не только для ознакомления, а для того, чтобы использовать их, как исходный материал в своей творческой работе.

И опять же компьютерные инструменты — инструменты, помогающие разобраться в массе противоречивой информации, обучающие методам ее анализа, поиска закономерностей в самых разнообразных процессах.

Я понимаю, что тут нет названий конкретных инструментов, но их у нас слишком много для того, чтобы я мог их тут перечислить. Мне самому это обидно. Буду рад, если кто-нибудь попросит уточнений, тогда я смогу рассказать подробности.

Со всем арсеналом оборудования можно познакомиться на веб-страничке Института.

А теперь плавно переходим к планам. И самое главное в них это вовсе не новые продукты. Дело в том, что все, что мы предлагаем, и даже то, что уже находится в школах, до обидного мало работает, потому что мы недостаточно занимаемся поддержкой учителя. У нас довольно большая система обучения учителей, но, как показывает жизнь, ее недостаточно.

Во многих школах наши продукты лежат мертвым грузом.

Каким бы замечательным ни был инструмент, он всегда требует от учителя дополнительной работы, изменения привычной, выношенной, выстраданной методологии занятий. Пример с восприятием микроскопа QX, о котором Вы писали в Дидакторе, в этом смысле очень характерен.

Поэтому сейчас мы хотим сосредоточиться на усилении поддержки учителя, усилении обратной связи. Мы планируем начать с выпуска «библиотечек учителя», в которых таки есть готовые проекты, методические рекомендации, идеи по организации урока, рабочие листы ученика, короче все, что может помочь освоиться не только  с нашими продуктами, но и с современными педагогическими технологиями вообще.

У нас есть еще один, совсем уже наполеоновский план. Внедрить творческую образовательную деятельность в дома.

То есть увлечь родителей. В конце-концов, ведь это же отличное семейное времяпровождение – делать вместе со своими детьми мультики, например, сценки из семейной жизни, в ПервоЛого, или моделировать всякие, в том числе труднодостижимые в реальной жизни физические явления в Живой Физике.

Ведь как было бы хорошо, если бы появилось такое модное хобби. Пока мы начали с того, что открыли Интернет-ларёк, в котором уже сейчас можно найти продукты в «домашней комплектации», то есть без методических ресурсов для учителя, что позволяет существенно уменьшить их стоимость.

— Вы вскользь упомянули о ваших программах для коррекционного обучения, в частности для аутистов. Может быть я не владею полной информацией, но у нас такого рода продуктов крайне мало. Чем характерны эти весьма специфические ресурсы?

— Аутистами принято называть людей, которые избегают человеческого общения, никого не замечают, и ни на кого не реагируют, всеми способами отключаются от окружающих. Если это ребенок, то ему очень трудно что-нибудь сообщить, чему-нибудь научить.

Получается нечто вроде Маугли. Из-за того, что он практически не общается, не смотрит на людей, он не понимает выражения человеческого лица, назначения обычных предметов.

Но слава богу, что это отвращение, а может быть ужас, он испытывает только по отношению к людям, но не к компьютеру. По интернету ходит симпатичная история про мальчика-аутиста, который подружился с голосом Siri из iOS.

Контакт с компьютером есть, и первая задача, которую компьютер должен решить, это наладить самые простые связи, между названиями предметов, их видом и назначением, научить связывать выражение лиц и эмоции, ну и так далее — самые казалось бы простые вещи. Но необходимые для того, чтобы понимать окружающих, для того, чтобы с ними общаться.

Сначала через компьютер — что-то написать и получить отклик, что-то сообщить и получить ответ, понять, что он не страшный, что он адекватный и понятный ну и так далее. Я говорил про Кликер 6 — вот его инструментарий в первую очередь для этого.

Учитель может создать ребенку такой интерфейс, что слова писать надо будет нажимая на кнопки с картинками, – нажмет на кнопку со слоном, в поле документа появится слово «слон». И автоматический голос одновременно скажет «Слон». Или он запишет свой голос, как он говорит «Слон» и сравнит со звучанием автоматического голоса.

Но это не более, чем маленький пример. Кликер развивался и (развивается) на основе постоянного контакта с учреждениями для детей с ограниченными возможностями здоровья. Его функционал — реакция на идеи и запросы действующих педагогов и психологов.

Поэтому он и является инструментом с большими возможностями, которые позволяют создать индивидуальную систему заданий, выводящую ребенка на нормальный уровень понимания и написания текстов, —открывает для них человеческое общение. Разумеется, при этом открывается и возможность для дальнейшего обучения.

— Михаил, благодарю за столь обстоятельное интервью. Но на этом наше сотрудничество не заканчивается. Сотрудники нашего научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий занимаются экспертизой программных продуктов, которые вы нам любезно предоставили. Результаты будут обязательно опубликованы. Успехов вашему коллективу и новых достижений!

— Большое спасибо за предоставленную возможность рассказать о нашей продукции.

Комментарии к “Образовательные ресурсы Института новых технологий

  1. Олеся Назарова говорит:

    Замечательная продукция Института. Одними из первых, получается, попробовали работать с ПервоЛого, микроскопом и Живой физикой — с 2003 по 2007 гг., с 1 по 4 класс. Сына очень увлекло ПервоЛого, но скажу, что мне, как взрослому человеку, было тяжело на уровне мультфильмов, не создали ни одного… только картинки с движением: инструкции были для меня не совсем понятно написаны.

  2. Жанна говорит:

    Я предполагаю, что эти технологии приемлемы для новых умных школ. Насколько знаю , эти школы также существуют и из сдают под ключ скажите в каких школах берут за основу ваши учебники? Хотелось бы ребенка в 4 классе перевести в так школу. Иначе умного и мотивированного ребенка эти стандарты превратят в бесенка и ненавистника школы. Буду очень благодарна

  3. Михаил говорит:

    Жанна, конечно очень важно, чтобы ребенку нравилась школа. Думаю, в каждом городе есть хорошая школа. И\или дом детского творчества. Если в Вашем городе точно нет ничего приличного — может стоит обсудить ситуацию с родителями одноклассников и что-то придумать вместе. Ничего более конкретного, я Вам сказать, к сожалению, не могу.

  4. Михаил говорит:

    А теперь подробности 🙂
    Хорошая идея пользоваться бесплатными 30-дневными пробными периодами достаточно легких программ, в первую очередь викторин.
    Рекомендую:
    Викторина по физике: ОС3. Физ IQ (http://lavka.int-edu.ru/main/view/85#product);
    Викторина по химии: ОС3. Хим IQ(http://lavka.int-edu.ru/main/view/87#product);
    Викторина по географии: ОС3. Гео IQ (http://lavka.int-edu.ru/main/view/46#product);
    Викторина по биологии: ОС3. Био IQ (http://lavka.int-edu.ru/main/view/83#product)

  5. Михаил говорит:

    Сегодня ИНТ открывает страницу конкурса работ, выполненных в образовательных виртуальных лабораториях и творческих средах.
    Добро пожаловать!
    Будем рады любому участию учителей!
    Страница конкурсов: http://lavka.int-edu.ru/page?id=16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.