Опубликовано

  • 24.10.2016
  • в 12:50 ПП
  • Георгий

Нужны ли образовательные комиксы в школе?

2


Окт24

commm

Статья о лучших конструкторах комиксов была опубликована в Дидакторе более четырёх лет назад. С тех пор и конструкторов стало больше, увеличилась их оснащённость инструментами. Однако нельзя не заметить несколько скептическое отношение ряда педагогов к образовательным комиксам.

Причин здесь несколько.

Во-первых, в общественном сознании сложилось мнение, что комикс — это сжатый, до примитивизма текст, который лишает книгу, произведение внутренней логики.

На мой взгляд, такое мнение и является примитивным представлением того, что же такое комикс.

По выражению, одного из специалистов, комикс, как и любой другой художественный текст,

литературный, кинематографический или какой-то другой, — тоже может быть многослойным, сложным для восприятия. Всё зависит от замысла художника, этот текст создающего, и его мастерства. Выразить ту или иную идею в визуальном ряде посредством линии и цветового пятна — дело непростое.

Ребёнок должен быть готов к восприятию разных художественных текстов, в том числе и комиксов. Восприятие учениками художественных, учебных текстов, представленных в разных жанрах, можно считать одной из задач современного образования.

Во-вторых, негативное отношение к этому жанру сложилось из-за ложных патриотических соображений о том, что комиксы — это нечто чужеродное, не присущее российской действительности.

Между тем, советский период демонстрирует совершенно другое отношение к комиксам, которые назывались по-разному. Чаще всего «весёлыми картинками» по названию одноимённого журнала.

332037

По своей популярности это детское юмористическое издание не уступало «Мурзилке». Помню, как в детстве мы вырезали комиксы из «Весёлых картинок» и наклеивали в тетрадь.

2735451

Получались книжечки с весёлыми иллюстрированными рассказами.

Без сомнения, образовательные комиксы не должны подменять художественный текст или большое учебное пособие. Никуда не деться также от проблемы необходимости большего говорения школьников, обучения осмысленно излагать учебный материал устно.

Но нельзя отрицать и другое.

Комиксы способствуют развитию визуального мышления учащихся.

Имея современные конструкторы, мы получаем более широкие возможности использования комиксов в образовательных целях.

1. Увлекательная альтернатива школьным сочинениям.

Ученики могут иллюстрировать своё сочинение, придумать другое окончание прочитанной книги или дать иллюстрированную оценку.

2. Иллюстрированная биография.

Ученики могут описать жизнь известной исторической личности, проиллюстрировав её фотографиями, рисунками, комментариями.

3. Выполнение ученических проектов.

sobor

Как правило, комиксы — это ироничный жанр. Иронии часто не хватает в представлении ученических проектов. Слишком серьёзное, наукоподобное мероприятие под названием «защита проектов» часто навевает скуку.

4. Составление текстов к комиксам.

Учитель готовит некий «полуфабрикат», представленный видеорядом (фотографиями, рисунками). Ученики готовят к ним тексты.

Можно усложнить задание. Видеоряд представляется без темы. Дети, ознакомившись, с изображениями, сами придумывают название и подписывают сюжеты.

5. Иллюстрация норм и правил.

Правила поведения в школе, в столовой, на улице и т.д.

Часто дети пропускают всё это мимо ушей, несмотря на периодические напоминания взрослых. Инструкции, представленные в виде комиксков, как правило, запоминаются лучше. Особенно, если дети сами будут готовить такие комиксы.

6. Понятийный словарик.

Часто многие учителя предлагают ученикам составлять словарики по своим предметам. Предложите не просто написать определение термина, а составить к этому определению комикс.

 

7. Отчёт о проведённом мероприятии.

Ученики были в походе, на экскурсии. Имеются фотографии. Можно подготовить фотоотчёт с текстовым сопровождением не в традиционном PowerPoint, а с помощью одного из конструкторов комиксов.

8. Завершить комикс.

Сюжет уже задан учителем. Нет лишь нескольких кадров. Ученики придумывают окончание.

9. Подготовить недостающие кадры.

В комиксе несколько кадров удалены. Ученики должны восстановить кадры, продумать логические цепочки между ними.

__________________________

Таким образом,  с помощью комиксов мы можем разнообразить  виды учебной деятельности  учащихся.

Конечно, прежде чем предложить ученикам подготовить образовательный комикс, необходимо научить их технологии составления. Ученики должны знать о некоторых требованиях к комиксу.

  • Законченность.
  • Раскадровка. Не только комикс, но и каждый кадр должен нести в себе законченность, быть самостоятельной дидактической единицей.
  • Логические цепочки между кадрами. Они придадут проекту цельность и осмысленность.
  • Многослойность кадров. В сюжете должны быть подтекст, определённая недосказанность.

На мой взгляд, мы слишком серьёзно относимся к учебникам. Я ни в коем случае не предлагаю заменить их комиксами. Но вставить какие-то учебно-ролевые, игровые, проблемные ситуации для повторения, закрепления пройденного вполне полезно.

Кстати, помимо тех конструкторов, которые были опубликованы в статье четырёхлетней давности, хочу указать ещё два.

1.Замечательный сервис Toondo, ссылку на который прислала моя болгарская коллега Антоанета Миланова. Сервис располагает большой галереей фонов, изображений и клипартов.

toondo

С помощью Toondo можно создать и интерактивные книги, которые  сохраняются на компьютере.

2. ToonyTool — бесплатный сайт для быстрого создания одиночных кадров комиксов.

toony

Сервис не требует адреса электронной почты или какой-либо регистрации сайта.


Похожие статьи:


Отзывы:
Нужны ли образовательные комиксы в школе?

  1. Елена:

    Спасибо.
    Тема актуальна

  2. Галина:

    Да и только да. Ведь многие темы лучше запоминаются, если их представляют способом простым для изучения — на уровне комиксов, мультипликационном варианте.

Оставьте ваш отзыв:
Нужны ли образовательные комиксы в школе?

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.