Интернет пестрит подобными конкурсами федерального и регионального масштаба. Однако назревает вполне обоснованный вопрос, насколько они актуальны в наше время?
Признаться, ваш покорный слуга в свое время сам был организатором трех краевых фестивалей-конкурсов мультимедийных уроков, инициатором «Ярмарки одного урока», который замечательно организовала Мария Смирнова, в свою бытность координатором сообщества «ИКТ в начально школе» федерального портала «Сеть творческих учителей».
Кроме того, я был в составе и даже председателем жюри нескольких федеральных конкурсов.
Для облегчения работы жюри была разработана технологическая карта оценивания авторской разработки — по сути, первый документ, в котором были сформулированы критерии эффективности мультимедийного урока.
Однако многие события историчны. На мой взгляд, такие конкурсы давно исчерпали себя.
Они были актуальны на том переходном этапе, когда мультимедиа в школах из экзотики превращались в реальность. Конкурсы мультимедийных уроков носили не только состязательный, но и просветительский характер. Учителям очень важно было не только «себя показать», но и обменяться мнениями, посмотреть другие мультимедийные разработки.
Помню, как на каждый краевой фестиваль-конкурс мультимедийных уроков приезжали учителя, даже из дальних городов и районов Кубани, просто увидеть уроки своих коллег.
Между тем, ситуация значительно изменилась с силу ряда обстоятельств:
1. Программа презентаций PowerPoint стала далеко не единственным инструментом для учителя в проектировании своего мультимедийного урока. Появился ряд других программных оболочек.
2. Мультимедиа в образовательных учреждениях уже не ограничивается компьютерами и проекторами. Появился большой комплекс электронного технического оборудования.
2. Образовательный рынок наполнился обучающими программами, коллекциями мультимедийных уроков, дидактическими играми, интерактивными плакатами, виртуальными лабораториями и т.п., которые разработаны ведущими медиа-издательствами.
3. Создано несколько федеральных порталов с уникальными электронными образовательными ресурсами (ЭОР) по всем предметным областям.
4. Наконец, появились электронные учебники нового поколения с поурочными мультимедийными разработками.
Налицо некоторая «инерция мышления», а зачастую и коммерческий интерес инициаторов конкурсов мультимедийных уроков.
Конечно, определенная состязательность может присутствовать, но совершенно в другой плоскости. Конкурсы могут проводиться:
1. Разработчиками электронного технического оборудования (интерактивные доски, системы голосования, электронные лаборатории, документ-камеры и др.), чтобы проследить, насколько эффективно используется их продукция.
2. Разработчиками ЭОРов с той же целью.
Отдельные примеры таких конкурсов уже имеются и их можно только приветствовать.
Вполне понятно, что вхождение в мультимедийное образовательное пространство различных регионов России может отличаться. Но начинающим регионам стоит вместо всех этапов становления совершить определенный «прорыв».
Соглашусь. Помню, как пару лет назад меня заставляли участвовать в таком городском конкурсе. Мне это уже было неинтересно, а конкурировать со мной почти никто не мог. Получался конкурс одного участника :))) Но до организаторов никак не доходило, что мультимелиа — это не только РР, но и интернет с блогами, например, которые трудно «показать» в конспекте без прямого выхода в интернет, и бегающие картинки на экране для них были важнее мини-исследований с использованием возможностей сети… Хотя для кого-то и тогда эти бегающие картинки были еще только чем-то новым…
Не соглашусь. Я живу в СПб, и что? — наши учителя очень «продвинутые» в компьютерных технологиях? Курсы АППО — 8 тыс. руб.! — я платить не готова, как и мои коллеги; работаем, кто как умеет. Я и сейчас продолжаю учиться на мастер-классах в Интернете. Что узнаю — стараюсь рассказать коллегам, когда им интересно. Конкурсы — 1) хороший стимул к обучению, 2) критика участников — корректирует мою безграмотность,,3) обучение на опыте коллег. Хотите поспорить? Чем заполнены все сайты -дилетантами! И это все несём на урок! Но что я заметила, дайте учителю приём — готов шедевр. Спасибо удивительным людям, кто берет на себя титанический труд — делиться своими знаниями, адаптировать, создавать пошаговые инструкции для «чайников». Кстати, нет конкурса, чтобы сначала был бы подробный инструктаж, «обучалка», а потом уже результат — «на-равных»для всех . Метотод «тыка» — пока лучший учитель . Советую своим коллегам -самый интересный материал для уроков можно найти в архивах КОНКУРСОВ в Интернете.
Я Вас поддерживаю. Пока еще для нашего региона такие конкурсы актуальны. Мы еще не понимаем что и как из мультимедиа можно использовать. где и что можно найти для своего урока. Единая коллекция ЦОР (http://school-collection.edu.ru/ ), на которую постоянно обращают внимание на курсах повышения квалификации еще далека от совершенства. Например, «Кодирование информации» ролик » о кодировании голосовыми связками» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a8701b09-6fdc-46cb-8e9b-ff2876040f1a/%5BINF_026%5D_%5BAM_03%5D.swf. Декодирование пословиц http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f63aaa33-f34e-4fa3-b609-cfc0a60d5c7f/%5BINF_020%5D_%5BQS_04%5D.html уже повеселее. А ролик о ценности информации, философский, заставляет задуматься, что же нам нужно сегодня для решения проблем. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/715b2861-5e83-4a1d-895e-db9e5961d66f/%5BINF_019%5D_%5BAM_01%5D.swf
Добывать ли нам «огонь самим», создавая свои мультимедиа к урокам, или воспользоваться готовым «огнем зажигалки».
Весь вопрос в том, какие задачи ставит перед собой оргкомитет конкурса. Если цель — повышения уровня профессионального мастерства, то в формат конкурса не «впишутся» уроки с презентацией Power Point в качестве «ненаглядного пособия», такие уроки не пройдут даже техническую экспертизу. Интерактивность мультмедиа, деятельностный подход в методическом комментарии — такие требования к конкурсным материалам заставят учителя по-новому посмотреть на дидактический материал, который он принесет на урок. Тогда конкурс станет школой педагогического мастерства и позволит учителю правильно выстроить стратегию своего профессионального развития)) Как-то так…
Спасибо, очень понравился Ваш ответ, значит, такие конкурсы, все же, нужны!!!